История развития психологической мысли в эпоху феодализма и в период Возрождения
Победившее в Европе Христианство привнесло воинственную нетерпимость ко всем "языческим" знаниям. В IV веке был уничтожен научный центр в Александрии, в начале VI века закрывалась Афинская школа. Христианство культивировало неприятие всякого знания, основанного на опыте, греховность попытки понять устройство и предназначение человеческой души, отличное от библейского понимания. Естественно-научное исследование природы приостановилось. В интеллектуальной жизни Европы постепенно воцарилась схоластика, которая сводилась к рациональному обоснованию христианского вероучения. Накопление знаний о природе происходило в недрах арабоязычной культуры, ориентированной на сближение философского мышления с эмпирическим опытом.
В VII веке на фундаменте ислама произошло объединение арабских племён. Вскоре арабами были покорены народы Востока, обладавшие знаниями древних культур (эллины, народы Индии и др.). Возникло арабоязычное государство Халифат. Сочинения Платона и Аристотеля сжигались в Европе. Но на Востоке переводились на арабский язык, переписывались и распространялись - от Пиренейского полуострова до Средней Азии. Появлялся мощный культурно-научный строй, в котором проявились крупнейшие умы. Среди них особо следует выделить среднеазиатского врача XI века Абу Али Ибн Сину, известного в Европе как Авиценна.
Ибн Сина был одним из первых исследователей в области возрастной психологии. Он изучал связь между физическим развитием организма и его психологическими особенностями в различные возрастные периоды. При этом важное значение им придавалось развитию теории воспитания, определяющего воздействие психического состояния организма на его структуру. По мнению Авиценны, взрослые, вызывая у детей те или иные аффекты, изменяющие течение физиологических процессов, формируют их натуру
. Идею о взаимосвязи психического и физиологического - не только зависимость психики от телесных состояний, но и её способность (при психических травмах, деятельности воображения) влиять на них - он разрабатывал, исходя из своего обширного медицинского опыта в области психофизиологии эмоциональных состояний.
В это время в европейской схоластике стали адаптироваться некоторые положения античного естествознания, прежде всего - интеллектуального наследия Аристотеля. Они наиболее убедительно раскрыты в учении Фомы Аквинского (1225-1274), которое было канонизировано как истинно католическая философия (и психология). Это учение получило название томизма (несколько модернизированное в наши дни - неотомизма). Фома Аквинский распространил иерархический шаблон на описание душевной жизни: каждое явление имеет своё место; в ступенчатом ряду расположены души (растительная, животная, человеческая); внутри самой души иерархически располагаются способности и их продукты (ощущение, представление, понятие).
Идеологи переходного периода от феодальной культуры к буржуазной - эпохи Возрождения считали главной задачей возрождение античных ценностей.
Один из титанов этого периода Леонардо да Винчи (XV - XVI в.), считал, что человек может воплощать свои духовные силы в реальные ценности, преобразовывать природу своим творчеством. Испанский врач Х. Вивес в книге "О душе и жизни" писал, что природа человека им познаётся путём наблюдения и опытом; на природу ребёнка можно влиять, если правильно его воспитывать. Другой испанский врач, Х. Уарте, в книге "Исследование способностей к наукам" впервые в истории психологии поставил задачу изучить индивидуальные различия между людьми с целью определения их пригодности к различным профессиям.
Смысловая сфера женщины в период беременности. Смысловое переживание материнства
Понятие «переживание» восходит корнями к интроспективной психологии, классической психологии сознания. В отечественной психологии уже в начале прошлого века четко обозначилась тенденция к различению непосредственного переживания и его научного познания, которое всегда опосредствованно. Именно в таком контексте переживание приобрело стат ...
Методические рекомендации по проведению игр
Как мы подчеркивали в самом начале, дошкольники действуют не в соответствии с нормами и представлениями, а на основе собственных чувственных впечатлений и непосредственного опыта. Именно поэтому наша программа основана не на объяснениях, не на поощрениях или порицаниях, а на организации непосредственных взаимоотношений между детьми. При ...
Экстра- и интровертивная личность.
Т Юнга. Сущ-ет экстраверсия – установка, заключающаяся в том, чтобы наполнить врожд архетипы внеш инфой (ориентация на объект); и интроверсия – ориентация на внутр мир, на собств переживания (на субъект). В каждом чел сущ-ет одновременно и эстраверт, и инотроверт. Однако степень их выраженности м/б совершенно различной. При экстравер ...