Введение
Старение – неизбежный процесс, сопровождающийся определенными возрастными изменениями.
В современном мире наблюдается рост средней продолжительности жизни, что приводит к усилению роли пожилых и старческих людей во всех сферах жизни общества, что и определяет актуальностьданного исследования.
Проблеме психосоциального развития лиц пожилого возраста посвящены исследования И.И. Мечникова [23], П.А. Богомольца [6], В.В. Болтенко [], А.Г. Нагорного [25], Э. Эриксона [46], Г. Крайга [16], В.Д. Шапиро [43].
Однако данная область проблемы психологии развития и возрастной психологии изучена недостаточно, что требует более глубокого анализа сущностных характеристик, особенно в переходный период.
Методологической основой исследования является философское положение о роли социальных условий в формировании социального статуса и его изменение.
Научная новизна исследования
заключается в определении условий удовлетворенности жизнью в пожилом возрасте.
Практическая значимость
заключается в возможности применять материал исследования в самостоятельной деятельности.
Объект исследования
– удовлетворенность жизнью в пожилом возрасте как психосоциальное явление.
Предмет исследования
– условия удовлетворенности жизнью в пожилом возрасте.
Цель исследования
– изучить особенности удовлетворенности жизнью лиц пожилого возраста.
Задачи исследования
:
1. Изучить теоретические источники по проблеме исследования.
2. Раскрыть сущность условий удовлетворенности жизнью в период поздней взрослости.
3. Разработать методические рекомендации, позволяющие адаптироваться людям к меняющимся условиям в период геронтогенеза.
Методы исследования:
1. Анализ литературы.
2. Опросник «Удовлетворены ли вы жизнью».
3. Количественная и качественная интерпретация результатов.
Личностные особенности застенчивых детей
Результаты исследования самооценки (методика «Лесенка») показали, что на протяжении всего дошкольного возраста застенчивые дети имеют высокую общую самооценку и ничем не отличаются от своих незастенчивых сверстников. Эти данные вносят коррективы в общепринятое представление о низкой самооценке застенчивого ребенка. Вместе с тем у таких ...
Обработка и интерпретация полученных данных
Частичная обработка данных психологического исследования по методике СОЧ(И) – структура образа человека (иерархическая) В.Л. Ситникова была проведена в предыдущем разделе. Мною были составлены протоколы теста «20 определений» М. Куна, Т. Макпартленда и психогеометрического теста С. Делингера. По полученным мною данным, таблиц, графиков и ...
Процедура тестирования
Продолжительность выполнения теста составляла в среднем примерно 45 минут, от получаса до часа.
Экспериментатор прилагал усилия к созданию нейтральной рабочей атмосферы, избегая ситуаций, которые могли бы оказать влияние на актуализацию мотива достижения. При тестировании отслеживалось, чтобы в этот же день не проводились контрольные р ...


