Стабильность, перемены и этапы жизни в пожилом возрасте
Страница 1

Материалы по психологии » Удовлетворенность жизнью в старости » Стабильность, перемены и этапы жизни в пожилом возрасте

Большинство современных ученых считают, что развитие личности продолжается всю жизнь, и потому рассматривают приспособление к старению как развитие более ранних стилей жизни. Сторонники стадиального развития считают, что в этом возрасте появляются новые структуры или образования, которые основываются на структурах и образованиях предыдущих стадий.

Левинсон рассматривает наступление старости по аналогии с наступлением ранней взрослости и среднего возраста, так как в этом случае имеет место период от 60 до 65 лет, который связывает структуру предыдущей жизни (в средней взрослости) с начальной стадией организации жизни в поздней взрослости [, с. ].

Э. Эриксон рассматривает период старения личности в контексте его целостного жизненного пути, на котором выстраивается последовательность стадий развития личности, характеризующихся особым новообразованием. Каждое из них формируется в процессе разрешения личностью психосоциального конфликта между двумя противоположными тенденциями (целостность эго против отчаяния), одна из которых способствует поступательному развитию личности, другая – тормозит его. Эти тенденции в определенной форме включают и черту личности, и отношения человека к миру, к своей жизни, к себе.

У личности, благополучно разрешающей нормативные кризисы, баланс нарушается в сторону положительных качеств. При неблагополучном исходе кризисов у человека происходит перевес негативных свойств [46, с. 201].

Эпигенетические образования каждой стадии Э. Эриксон называет Надеждой, Волей, Намерением, Компетентностью, Верностью, Любовью, Заботой и Мудростью. Каждое из них включает два противоположных качества. Противоположности качества в структуре «Я» обозначают характеристики идеального и реального «Я» (см. приложение 2).

Как отмечает Л.И. Анциферова, задача стадии интегративности мудрости состоит в отыскании человеком смысла своей жизни, в интеграции всех пройденных стадий и в обретении целостности своего «Я». Решение этой задачи должно опираться на способность человека быть компетентным в построении собственной жизни, в выработке осуществимых жизненных программ, организации своего будущего времени, адекватной оценке социальной действительности и т.д. стержнем мудрости является духовно-нравственное отношение человека к миру и жизни [3, с. 83].

Я-концепцией в старости движет стремление человека интегрировать свое прошлое, настоящее и будущее, понять связи между событиями собственной жизни. К условиям, способствующим личности эффективно интегрировать свою жизнь относятся: успешное разрешение индивидом нормативных кризисов и конфликтов, выработка им адаптивных личностных свойств, умение извлекать полезные уроки из прошлых неудач, способность аккумулировать энергетический потенциал всех пройденных стадий [4, с. 591].

Как отмечают Дотченко Е.А., Титаренко Т.М. работа над своим прошлым развивает внутреннюю стабильность, гармоничность, целостность личности [, с. 62].

Пекк, развивая идеи Э. Эриксона, рассматривает старость с точки зрения разрешения таких конфликтов как: дифференциация эго против поглощенности ролями, транцеденции тела против поглощенности телом, транцеденции эго против поглощенности эго (см. приложение 3).

Ш. Бюлер в теории развития человека выделяет пять фаз развития. Последняя фаза начинается в 60-65 лет. В этот период многие люди перестают преследовать цели, которые они поставили перед собой в юности. Оставшиеся силы они тратят на досуг, спокойно проживая последние годы. Люди обозревают прожитую жизнь, испытывая удовлетворение или разочарование. Невротическая личность обычно испытывает разочарование, так как невротик вообще не умеет радоваться успехам, он никогда не бывает доволен своими достижениями, ему всегда кажется, что он что-то недополучил, что ему что-то недодали. К старости эти сомнения усиливаются [, с. ].

Страницы: 1 2


Особенности и требования темперамента в системе человек-человек
Давайте немного поговорим о системе человек-человек, чтобы лучше понять и узнать какой темперамент наиболее подходит к данной системе. К профессиям типа «человек-человек», по определению Е.А. Климова, относятся профессии, связанные с медицинским обслуживанием (врач, медсестра, санитарка), обучением и воспитанием (воспитатель, няня, учи ...

Приложения
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ПРИЛОЖЕНИЕ 2 ПРИЛОЖЕНИЕ 3 [1] Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. – с.-157. [2] Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2000. – с.-269. [3] Петерс В.А. Психология и педагогика. – М.: Велби, Проспект, 2005. – с.-64. [4] Психология и педагогика: Учебное пособие. / Сос ...

3-й этап. Согласованность действий
Основная задача следующего этапа — научить ребенка согласовывать собственное поведение с поведением других детей. Правила игр третьего этапа задавались таким образом, что для достижения определенной цели дети должны действовать с максимальной согласованностью. Это требует от них, во-первых, большого внимания к сверстникам и, во-вторых, ...