Точки зрения о сознании
Страница 1

По представлениям, возникшим еще в глубокой древности и сохранившимся до нашего времени в религиозных верованиях, в организме человека действует какая-то особая сверхъестественная сила - душа, которая является причиной его мыслей, чувств, желаний. В первобытном обществе, когда предметы и явления природы по аналогии с человеком и животными воспринимались как живые и одушевленные силы, еще не было четкой дифференциации "души" и тела. С возникновением анимизма каждая вещь начинает осмысливаться человеком как обладающая отдельной от вещи душой. Это касалось и частей тела человека. Например, у гомеровского человека умственные и эмоциональные свойства локализуются в отдельном органе: в диафрагме - умственная деятельность, в сердце - эмоции, в крови - душа, в печени - жизнь.

Гераклит трактовал душу (психею) как нечто огненное. Огонь - одухотворяющее, мудрое и благородное начало, а вода - низменное. Душу, где больше огня, он называет "сухой". "Сухое сияние - психея мудрейшая и наилучшая" Возвращаясь во влажное состояние, психея гибнет, а увлажняясь - слабеет. Дух представлялся Гераклиту в виде пламени, горящего тем ярче и сильнее, чем интенсивнее духовная, умственная жизнь человека. Гераклит отмечал руководящую роль разума, теоретического мышления для чувственного уровня познания.

Согласно атомистической теории душа состоит из мелких и крупных атомов. Душа есть то, что доставляет живым существам движение. Демокрит объясняет зрение человека при помощи истечений, исходящих от видимых предметов и сохраняющих их образы, которые через глаза проникают в тело человека. В бодрствующем состоянии люди воспринимают наиболее энергичные образы, а во сне, когда поры человека закрыты, когда психическое начало слабее, ими овладевают слабые образы отдаленных вещей.

Типичным для этого времени было безличное понимание души. Душа была лишена неповторимости и индивидуальности человеческой личности. По мере развития социальных отношений и культуры, сопровождаемого осознанием ценности личности, формируется потребность в субъективном самоуглублении. Эта новая тенденция проявилась у Сократа. За Сократом и Платон выделяет понятие души как противоположность материальному. Душа для него - вечная "идея", бессмертная сущность, отделенная от тела. Им осуществляется разделение души на несколько частей: разумной, обращенной к идеям, аффективно-волевой и чувственной, обращенной к вожделению. Психические явления делятся на интеллект и на мир чувств. В свою очередь чувственный мир делится на ощущения и восприятия, а интеллект на "ум" и "рассудок".

Для Аристотеля душа и тело неотделимы друг от друга, как форма и материя. Тело - это организм, поскольку оно является совокупностью органов или орудий души; душа - сущность тела. Поэтому учение о душе Аристотеля - это общее учение о жизни и ее функциях, включающее органические ее отправления так же, как и сознательную жизнь. Он различает три вида души - растительную, животную и разумную. Первая специфична для растений, вторая для животных, третья для человека, обладающего познающим и деятельным разумом. Однако все эти три души соединяются в человеке и связаны с различными функциями его души - питательной, чувственной и рассудочной. Трактат Аристотеля "О душе" можно считать итогом того, что дала в области философских проблем психологии античность.

Особенность античной трактовки психики заключается в рассмотрении ее по материалу и по способу организации как отражение жизни космоса. Что бы человек ни думал и не чувствовал, над его умом и сердцем властвуют боги, действия которых в свою очередь подчинены судьбе. У атомистов сознание толковалось, как подчиненное общим законам физического движения. Возможность выбора в волевом действии, предпочтения одного действия другому или одной мысли другой понималась как реализация общих законов космоса.

В средние века разум рассматривается как надмировое начало, которое существует до природы и творит ее из ничего по собственному произволу. Содержание рассуждений о сознании и личности сводилось к "выведению" того и другого из этой высшей реальности. Душа превращалась в носителя самосознания, что вело к противопоставлению психики человека всем другим формам жизнедеятельности, представлению ее в виде самостоятельной сущности.

В период зарождения буржуазного общества в европейской философии происходит переход от понятия души к категории сознания.

Страницы: 1 2 3


Терминологический словарь
Агрессия - мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт. (4) Агрессия - индивидуальное или коллективное поведение или действ ...

Онтогенез материнской сферы
Филиппова Г.Г. (2002) выделяет шесть этапов развития материнской сферы в онтогенезе: 1. Этап взаимодействия с собственной матерью в раннем онтогенезе. Этот этап включает пренатальный период и продолжается на всех онтогенетических этапах развития при взаимодействии с собственной матерью (или ее дублерами - носителями материнских функций ...

Личностные шкалы измерения агрессии
Шкала ориентации гнева (Шпилберген, Джонсон, Рассел). Создана в 1985 году. Использует две субшкалы - " гнев внутрь", указывающий на подавление гнева, и "гнев наружу", измеряющую выражение гнева. Общий счет свидетельствует об уровне гнева в общем, независимо от его направленности. Валидность данной шкалы подтверждаетс ...