Введение

Повышение интереса к проблеме социальной адаптации и все более активное изучение данной темы в русле социальной психологии обусловлено интенсивными изменениями, происходящими в современном обществе. Неустойчивость и часто непредсказуемость социальных процессов предъявляет повышенные требования к личности, которой необходимо, с одной стороны, соответствовать социальным требованиям, с другой, - сохранять внутреннюю стабильность и равновесие.

Актуальность проблемы определяется значением, которое приобретает в настоящее время исследование целостного развития человека в единой жизненной среде и его социальном пространстве, недостаточность разработки вопросов социальных взаимодействий, истоков и причин плохой социальной адаптации личности в группе.

Различными теоретическими аспектами проблемы социальной адаптации личности занимались: Г. Селье, Ю.А. Александровский, X. Хартман, Л. Филипс, Ж. Пиаже и др.

Достаточно четко ставит теоретические вопросы и проблемы понятия социальной адаптации личности в своих работах Д.А. Андреева. Вопросы классификации социальной адаптации личности хорошо рассмотрены в работах A.A. Налчаджян, в которых представлены ее основные виды и типы. Теоретическая модель социальной адаптации личности в рамках системно-деятельностного подхода описана в работах М.В. Ромма. Процесс социальной адаптации личности исследовали: Ф.З. Меерсон, Л.Д. Столяренко. Вопросы факторов социальной адаптации личности в своих работах рассматривали: Л.В. Корель, Б.Г. Ананьев, И.К. Кряжева. Вопросы критериев эффективности процесса социальной адаптации личности изучали: О.И. Зотова, И.К. Кряжева, Т.А. Немчин, В.А. Лабунская, Ф.Б. Березин.

Но, несмотря на то, что в последнее время к вопросу о приспособлении человека к окружающей среде приковано пристальное внимание, анализ литературы свидетельствует о недостаточной изученности проблемы адаптации. Так, до сих пор нет четкого и однозначного определения понятия "социальной адаптации", которое бы учитывало всю сложность и противоречивость этого явления. Чаще всего специфика "социальной адаптации" связывается лишь с социальным характером факторов, воздействующих на человека. Мы считаем, что нельзя однозначно решить эту проблему, необходимо изучить какие именно личностные качества влияют на успешную адаптацию в группе и как меняется уровень адаптированности на протяжении проффесиональной жизнедеятельности личности.

Исходя из этого, целями

нашего исследования явилось:

1. Определить влияние индивидуально – личностных характеристик на уровень адаптированности личности в группе.

2. Выявить временную динамику адаптационного потенциала личности в группе.

Задачи

нашего исследования:

1. Выявить взаимосвязь психологических характеристик (локус контроль, коммуникативный контроль) и уровня адаптированности личности.

2. Выявить влияние эмоциональной устойчивости личности на уровень ее социальной адаптации.

3. Выявить уровень адаптационного потенциала личности на разных этапах профессиональной деятельности.

4. Выявить зависимость адаптационного потенциала личности в группе от возраста испытуемых.

Предметом

исследования выступает адаптационный потенциал личности в группе.

Объектом

исследования является выявление уровня адаптации у людей из разных возрастных групп.

Гипотезы:

1. Адаптированность личности в группе может быть связана с такими индивидуально – личностными характеристиками как локус контроль, коммуникативный контроль и уровнем эмоциональной устойчивости.

2. Адаптационный потенциал личности претерпевает изменения с течением времени и может быть обусловлен такими факторами как возраст и профессиональный стаж.

Методы

нашего исследования:

1. Изучение научной литературы

2. Наблюдение

3. Сбор анкетных данных

4. Проведение констатирующих экспериментов

5. Сравнительный анализ полученных данных

Теоретическая значимость

дипломной работы заключается в рассмотрении возможных причин как успешной, так и плохой социальной адаптации личности в группе. А так же в рассмотрении и сравнении адаптационных особенностей различных социальных и возрастных групп.

Практическая значимость

данной работы определяется тем, что материал исследования положен в основу создания социально – психологического тренинга, направленного улучшение социальной адаптации учителей внутри данной группы.


Проблема агрессивности одна из самых значительных проблем современной психологии.
Тревожным симптомом является рост числа несовершеннолетних с девиантным поведением, проявляющихся в асоциальных действиях (алкоголизм, наркомания, нарушение общественного порядка, хулиганство, вандализм и др.). Усилилось демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым поведение. В крайних формах стали проявляться жестокость и агрес ...

Причины агрессии, ее виды и механизм действия
Склонность человека к агрессивным действиям пытались объяснять по-разному. Одной из первых возникла точка зрения, согласно которой у животных и у человека существует врожденный "инстинкт агрессивности". Фрейд указывал на инстинктивные основы человеческого стремления к разрушению, считая бесплодными попытки приостановить этот п ...

Психодиагностика в дореволюционной России и в СССР. Развитие методов психодиагностики
Становление и развитие психологического тестирования не оставалось без внимания российских психологов. В дореволюционной России начала XX в. тесты были хорошо известны и популярны. Особый интерес к тестам проявляли педагоги, надеявшиеся с их помощью получить сведения о степени одарённости учащихся, особенностях их личности, осуществить ...