Адаптивные характеристики личности

Детальное описание процесса социальной адаптации позволяет внести некоторую определённость в проблему изучения адаптивных свойств личности. Понятие адаптивного потенциала широко использовалось как в психоаналитических, так и в интеракционистских концепциях психической адаптации. Так Адлер связывает проблемы адаптации индивида в обществе с "невротическим стилем жизни", который является следствием "трудного" детства и характеризуется такими особенностями как эгоцентризм, отсутствие сотрудничества, нереалестичность. Этот "невротический" стиль жизни постоянно сопровождается ощущением угрозы самооценки, неуверенности в себе, обостренной чувствительностью, что неизбежно приводит к проблемам в отношениях с окружающими.

В концепции фундаментальной ориентации межличностных отношений В. Шутца, социальная адаптация взрослого человека рассматривается как предопределенная опытом детства, формирующим фундаментальные межличностные потребности и соответствующий личностный тип, который либо задает адекватную интеграцию в отношениях с другими, либо создает проблемы в сфере межличностных конфликтов.

В современной психологии проблемы адаптированности личности занимают немаловажное место. Под адаптивностью обычно понимают наличие некоторых способностей, позволяющих личности наиболее быстро и адекватно разрешать проблемные ситуации и нормализовать свое взаимодействие со средой. Существует огромное разнообразие мнений по поводу того, что именно входит в это понятие, и какие свойства следует считать адаптивными. Здесь можно встретить описание достаточно обобщённых личностных качеств, таких как осознанность, гибкость поведения, способность к внутриличностным изменениям, социально-психологическая терпимость. Наряду с этим используется простое перечисление особенностей поведения, присущих достаточно адаптированным индивидам: дружелюбность, ответственность, соответствие поведения этическим нормам. Если адаптивность рассматривается как система способов, позволяющих справляться с типичными

проблемными ситуациями, то отмечаются

такие качества, как способность принимать адекватные решения, наличие соответствующих знаний, умений.

Так же об уровне адаптированности личности в группе можно судить по характеристикам фрустрационных реакций. Фрустрация - это особое психическое состояние, выражающееся в характерных особенностях переживания и поведения, вызываемых объективно непреодолимыми (или субъективно так воспринимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению поставленной цели. Важной характеристикой поведения в таких ситуациях является фрустрационная толерантность, то есть способность противостоять различным жизненным трудностям, способность переживать неудачи.

Ответы людей на воздействие фрустрирующих ситуаций имеют ряд важных особенностей. В частности, есть такие реакции, которые непосредственны, но имеются также отсроченные адаптивные ответы, механизмы и процессы. Для формирования, выработки таких ответов психике требуется определенное время. К их числу относится, например, сублимация. Отсроченные

механизмы, по нашему мнению, генетически и в структурно-функциональном отношении более сложны и служат для осуществления более фундаментальных адаптивных процессов.

Другие же реакции, например, агрессия, являются преимущественно непосредственными реакциями на фрустрирующую ситуацию.

Таким образом, любая защитная реакция, особенно если она уже оформлена и автоматизирована, может быть как непосредственной, так и отсроченной. Но некоторые из них по природе своей являются отсроченными (особенно когда первые формируются), а другие большой отсрочки для формирования и использования не требуют.

Фрустрационные ситуации бывают двух видов: внешние и внутренние. По этому критерию различаются:

1) защитные механизмы, направленные против внешних фрустраторов;

2) защитные механизмы, используемые для защиты от внутренних фрустраторов.

Психология еще не раскрыла все защитные механизмы, используемые людьми с целью адаптации. Но в целом и тип защиты, и интенсивность, и длительность защитно-адаптивных процессов зависят от смысла фрустрирующей ситуации для личности, а индивидуализированное осмысление фрустраторов зависит от мотивационной структуры личности.


Организация работы школьного психолога
Рабочий день психолога не нормирован. Ему приходится работать в вечернее время, выходные дни. Это означает, что циклограмма его работы, согласованная с администрацией, должна учитывать особенности его занятости. Наконец, многие направления его деятельности (психотерапевтическая, коррекционная, консультативная, тренинг) требуют наличия ...

Воля как характеристика сознания
Главной чертой человека как субъекта, отличающей его от остальных живых существ, является сознание. Сознание - это высшая форма психического развития, присущая только человеку. Оно определяет возможность познания объективной реальности, формирования целенаправленного поведения и, как следствие, преобразования окружающего мира. Произвол ...

Кинесические особенности невербального общения (жесты, позы, мимика)
Весь мир - театр, и люди в нем актеры, и каждый не одну играет роль. В. Шекспир Как известно, изучение собеседника (партнера по общению) по его жестам, мимике и позам относится к области кинесики. Рассмотрим только некоторые из этих кинесических составляющих. Во всем мире основные коммуникационные жесты не отличаются друг от друга. К ...