Рекомендации по проведению психологической работы с беременными женщинами

Материалы по психологии » Психологические особенности отношения к материнству » Рекомендации по проведению психологической работы с беременными женщинами

Психологическая помощь должна быть адекватна переживаемой женщиной ситуации, в связи с чем целесообразно выделять следующие группы пациенток:

1. женщины, желающие родить ребенка и воспитывать его в семье;

2. женщины, собирающиеся родить ребенка и имеющие намерение оставить его в роддоме;

3. женщины, решившие по разным причинам прервать беременность.

Работа психолога с женщинами первой группы направлена на психологическую подготовку к родам и материнству, обеспечению благоприятного психоэмоционального настроя в течение беременности, повышению доверия к врачу.

Работа с семейным окружением беременной женщины также является важным компонентом оказания психологической поддержки.

При работе с женщинами, собирающимися родить ребенка и имеющими намерение оставить его в роддоме, задача психолога заключается в том, чтобы:

a. выявить факторы, подталкивающие женщину к принятию такого решения;

b. помочь женщине осознать всю ответственность и важность, принимаемого ею решения;

c. оказать женщине эмоциональную поддержку, выразить свою заинтересованность и желание помочь в трудный для нее период.

В любом случае, психологическая помощь может быть оказана, исходя из индивидуальных особенностей личности женщины: социальных, психологических и физиологических факторов, оказывающих влияние на данную проблему.

При работе с женщинами, решившими прервать беременность, деятельность психолога заключается в предоставлении всей информации о вредных для психики пациентки последствиях такого решениями в попытке совместного анализа кризисной ситуации, помощи в преодолении личностных конфликтов.

В зависимости от особенностей отношения женщины к предстоящему материнству, можно предложить следующие программы психологической помощи (см. приложение 6).

Таким образом, психологическая помощь может быть обращена к различным уровням (структурам) беременной женщины:

1. Личностный уровень: работа с ценностями, мотивацией, смысловыми образованиями, установками.

2. Эмоциональный уровень: поощрение открытого выражения чувств вербальными и невербальными средствами, обучение эмпатийному слушанию.

3. Когнитивный уровень: передача знаний.

4. Операциональный уровень: формирование навыков и умений (поведения в родах, ухода за ребенком).

5. Психофизический уровень: обучение регуляции функциональных и психических состояний средствами аутогенной тренировки, арттерапии, телесноориентированной терапии.


Когнитивная фаза
Информация должна облегчить пациентам изменение их установок (атрибуций) и подготовить изменение атрибуции, являющееся целью терапии. Пациент учится во второй фазе видеть причины своей тревоги не только во внешних условиях (в окружающем мире и ситуациях), или, как в случае панического расстройства, в болезненной биологической дисфункции ...

Опросник "Баса-Дарки"
Авторы данного теста (1) считают, что агрессивность имеет количественную и качественную характеристику. Как всякое свойство, она имеет различную степень выраженности: от почти полного отсутствия до ее предельного значения. Каждая личность должна обладать определенной степенью агрессивности. Иначе это будет пассивная и конформная личност ...

Образ педагога в сознании учеников
Поведение участника педагогического процесса во многом зависит от ощущения красоты, добра, справедливости, правды, любви, достоинства, свободы. Каждый ученик индивидуально воспринимает и отображает в своем сознании мир, ощущает, понимает и объясняет его, сознает свое место в нем, формирует свое мировоззрение, свое мировосприятие, свое м ...