Зависимость выраженности психических расстройств от типа приспособительного поведения

Материалы по психологии » Катамнез лиц, уволенных из вооруженных сил с пограничными психическими расстройствами » Зависимость выраженности психических расстройств от типа приспособительного поведения

Выше было показано, что выраженность психических расстройств оказывается весьма различной даже в рамках одинаковых форм заболевания. Учет этого показателя способствовал не только проведению более индивидуализированной и дифференцированной оценки состояния больного, но и сопоставлению больных разных групп. Поэтому анализ зависимости выраженности этих нарушений у лиц с пограничными психическими расстройствами от особенностей поведенческого реагирования представляет, как мы полагаем, существенный интерес.

Среднегрупповые показатели выраженности расстройств (по шкале "GAF") при различных типах приспособительного поведения на разных этапах исследования представлены в табл. 40.

Их анализ свидетельствует, что при поступлении достоверно более выраженными были нарушения у лиц с регрессивным и дезадаптивным

Таблица 40 Зависимость выраженности пограничных психических расстройств по шкале "GAF" от типа приспособительного поведения на различных этапах исследования

Тип приспособительного

поведения

Выраженность психических расстройств по по шкале "GAF"

При поступлении

При выписке

Разница показателей по шкале "GAF"

Катамнестически

КТПП

X

X min

X max

47.53+7.18

22

58

63.65+2.16 22,32,4

46

76

18.77+3.61 3

3

47

73.56+2.18

34

88

РТПП

X

X min

X max

35.60+4.58 1

21

57

57.0+2.03 11,33

45

72

16.51+3.58

2

45

48.29+3.91 1

18

82

ДТПП

X

X min

X max

35.88+5.81 11

22

51

49.67+1.86 11,4

45

56

12.05+5.08

2

34

48.76+2.81 1

33

62

НТПП

X

X min

X max

42.18+8.32

15

56

55.0+2.15 1

54

58

19.60+2.01 3

6

39

47.86+9.82 1

32

47

1 – достоверность различий по сравнению с группой конструктивного типа приспособительного поведения р<0,05; 11 – достоверность различий по сравнению с группой конструктивного типа приспособительного поведения р<0,005; 2 – достоверность различий по сравнению с группой регрессивного типа приспособительного поведения р<0,05; 22 – достоверность различий по сравнению с группой регрессивного типа приспособительного поведения р<0,005; 3 – достоверность различий по сравнению с группой дезадаптивного типа приспособительного поведения р<0,05; 33 – достоверность различий по сравнению с группой дезадаптивного типа приспособительного поведения р<0,005; 4 – достоверность различий по сравнению с группой неопределенного типа приспособительного поведения р<0,05.

ТПП, а наименьшая выраженность расстройств была отмечена при конструктивном типе. Перед выпиской наиболее низкие показатели отмечались при дезадаптивном ТПП, а при регрессивном и неопределенном типах выявлены более высокие показатели, которые, впрочем, также были статистически достоверно меньшими, нежели при КТПП. Сопоставление данных об изменениях тяжести расстройств показывает, что оптимальная динамика состояния отмечалась при конструктивном и неопределенном ТПП (18.7 и 19.6 балла, соответственно), в то время, как при ДТПП увеличение показателя "GAF" за период пребывания в стационаре было минимальным (12.1 балла). Благоприятная динамика уровня выраженности психических расстройств сохраняется и в катамнезе лиц с КТПП (73,6 балла). В группах больных с другими ТПП в катамнезе этот показатель составил около 50 баллов. Зависимость показателей выраженности психических расстройств от типа приспособительного поведения подтверждается и данными корреляционного анализа, посредством которого выявлена статистически достоверная, сильная обратная корреляционная связь (Rr= -0.7, p<0.05) между этими параметрами перед выпиской и достоверная, обратная, но слабая – при катамнестическом исследовании (Rr= -0.3, p<0.05)


Модели поведения
Человек есть не что иное, как ряд его поступков. Г. Гегель В повседневной жизни мы воспринимаем поведение другого человека как целостный образ. Выражая свою позицию, мы делаем это одновременно разнообразными средствами. Так, желая проявить симпатию к какому-либо человеку, мы, как правило, не только скажем ему о своих чувствах, но и пе ...

Социально-психологические условия развития мотивации достижения, созданные для учащихся гимназии
Главной задачей развития мотивации достижения у младших школьников является формирование у личности позитивной мотивационной направленности с высоким уровнем потребности в достижении успеха. Формирование у каждого ученика высокого мотива достижения успеха возможно, если учебно-воспитательный процесс отличается следующими характеристика ...

Статистические шкалы
Применение тех или других статистических методов определяется тем, к какой статистической шкале относится полученный материал. С. Стивенс предложил различать четыре статистические шкалы: 1. шкалу наименований (или номинальную); 2. шкалу порядка; 3. шкалу интервалов; 4. шкалу отношений. Зная типические особенности каждой шкалы, нетр ...