Нравственная готовность к школьному обучению
Нравственное формирование школьника тесно связано с изменением характера, его взаимоотношений со взрослыми и рождением у них на этой основе нравственных представлений и чувств, названным Л.С. Выготским внутренними этическими инстанциями. Д.Б. Эльконин связывает возникновение этических инстанций с изменением отношений между взрослыми и детьми. Он пишет, что у детей дошкольного возраста, в отличии от детей раннего детства, складываются отношения нового типа, что и создают особую, характерную для данного периода социальную ситуацию развития.
В раннем детстве деятельность преимущественно в сотрудничестве со взрослыми; в дошкольном возрасте ребенок становится способным самостоятельно удовлетворить многие свои потребности и желания. В результате совместная деятельность его со взрослыми как бы распадается, вместе с тем ослабевает и непосредственная слитность его существования с жизнью и деятельностью взрослых и детей.
Однако взрослые продолжают оставаться постоянным притягательным центром, вокруг которого строится жизнь ребенка. Это порождает потребность у детей участвовать в жизни взрослых, действовать по образцу. При этом они хотят производить не только отдельные действия взрослых, но и подражать всем сложным формам его деятельности, его поступкам, его взаимоотношениям с другими людьми, - словом, всему образу жизни взрослых людей. В условиях повседневного поведения и его общения со взрослыми, так же в практике ролевой игры у ребенка –дошкольника формируется общественное знание многих социальных норм, но и это значение не до конца осознаваемо ребенком и непосредственно спаяно с его положительными и отрицательными эмоциями переживания.
Первые этические инстанции представляют собой пока еще относительно простые системные образования, являющимися зародышами нравственных чувств, на основе которых в дальнейшем формируется уже вполне зрелые нравственные чувства и убеждения.
Нравственные инстанции порождают у дошкольников нравственные мотивы поведения, которые могут быть по своему воздействию более сильными, чем многие непосредственные, в том числе и элементарные потребности.
А.Н. Леонтьев на основании многочисленных исследований,, проведенных им и его сотрудниками выдвинул положение, что дошкольный возраст является периодом в котором впервые возникает система соподчиненных мотивов, создающих единство личности, и что именно по этому следует считать, как выражается «периодом первоначального, фактического склада личности». Система соподчиненных мотивов начинает управлять поведением ребенка и определять все его развитие. Это положение дополнено данными последующих психологических исследований. У детей школьного возраста возникает, во-первых, не только соподчинение мотивов, а относительно устойчивое внеситуативное соподчинение. У дошкольников они опосредуются обращения поведения и деятельности взрослых, их взаимоотношениями, социальными нормами, фиксируемыми в соответствующих нравственных инстанциях.
Возникновение у ребенка к концу дошкольного возраста относительно устойчивой иерархической структуры мотивов, превращает его из существа ситуативного, в существо, обладающего внутренним единством и организованность, способностью руководствоваться устойчивыми им социальными нормами жизни. Это характеризует новую ступень, которая позволила А.Н. Леонтьеву говорить о дошкольном возрасте, как о периоде «первоначального фактического склада личности».
Таким образом, обобщая все вышеизложенное, можно сказать, что школьная готовность- это комплексное явление, включающая в себя интеллектуальную, личностную и волевую готовность. Для успешного обучения ребенок должен соответствовать предъявленным ему требованиям.
Методы психологии. Понятие о методе науки
Метод - это путь научного исследования или способ познания какой-либо реальности. По своему составу научный метод представляет собой совокупность приемов или операций, которые осуществляет исследователь при изучении какого-либо объекта. Так, метод интроспекции включает одну совокупность операций, а метод эксперимента - совершенно иную. ...
Порядок рождения
Исходя из важной роли социального контекста в развитии личности, Адлер обратил внимание на порядок рождения, как основную детерминанту установок, сопутствующих стилю жизни. А именно: если у детей одни и те же родители, и они растут примерно в одних и тех же семейных условиях, у них все же нет идентичного социального окружения. Опыт стар ...
Теоретическая часть. Образ и
сознание
В самом общем виде сознание можно охарактеризовать как человеческую способность субъективного (внутреннего духовно-интеллектуального) усвоения внешнего мира и самого себя.
Непосредственный контакт с внешним миром человек осуществляет с помощью чувств. В результате этого контакта в его сознания возникает образ какого-либо объекта - фраг ...