Воспитание новых привычек

Родители, приступая к целенаправленному воспитанию у детей тех или иных черт характера (привычек), обычно встречаются с немалыми трудностями. Все делается как будто правильно: и режим хорошо продуман, и проявлено достаточно много требовательности со стороны родителей, а нужные привычки у детей все же не возникают.

Рассмотрим подробнее вопрос о том, как, какими средствами воспитывается новая привычка [15].

Прежде всего, нужно обратить внимание на то, что привычки воспитывают не столько словами, сколько делами. Многие считают, что для того, чтобы сформировалась привычка, детям достаточно лишь объяснить, что именно от них требуется.

Конечно, с того времени, как ребенок начинает понимать речь, всякое указание на необходимость выполнить то или иное действие должно сопровождаться объяснением, почему его нужно выполнить. Но такие объяснения не всегда могут быть понятны ребенку, не всегда приводят к нужному результату.

А.С.Макаренко предупреждал о том, что вовсе не следует на каждом шагу объяснять правила; он писал, что нужно стремиться к тому, чтобы у детей складывались хорошие привычки как можно прочнее, а для этой цели наиболее важным является постепенное упражнение в правильном поступке, постоянные же рассуждения и разглагольствования о правильном поведении могут испортить какой угодно хороший опыт.

Чем старше дети, тем в большей мере становится возможным использовать их сознание при воспитании привычек. Но даже дети старшего возраста не всегда способны вовремя понять и правильно оценить целесообразность тех или иных действий. Если же воспитатель «отложит» воспитание, не будет заставлять выполнять такие действия, ожидая, пока достаточно созреет сознание ребенка, он упустит время и тем самым нанесет ущерб его воспитанию.

Для воспитания какой-либо новой привычки следует позаботиться об организации жизни ребенка, об организации его действий. «Если мы хотим, - говорит К.Д.Ушинский, - вкоренить какую-нибудь привычку или какие-нибудь новые навыки в воспитаннике, то, следовательно, хотим предписать ему какой-нибудь образ действий».

О том же «предписании образа действий» говорит, в сущности, и А.С. Макаренко, когда требует для воспитания привычек такой организации детской жизни, которая вызывала бы упражнение в правильных поступках. Это значит, например, что если родители хотят, чтобы их ребенок приобрел привычку рано и быстро вставать по утрам, то нужно будить его всегда в один и тот же час и организовать все дела так, чтобы ребенок не задерживался в кровати, а сразу вставал и делал зарядку. Разбудив ребенка или увидев, что он сам проснулся, родители распоряжаются, чтобы он сейчас же встал. Если ребенку нужно еще помочь одеться, родители не должны медлить, а если он одевается самостоятельно, но еще не может сам с вечера подготовить себе нужную одежду, следует все заранее подготовить. Очень важно проследить, чтобы уборка постели, умывание, завтрак и т.д. Все, что ребенок должен сделать, выполнялось быстро, без проволочек ежедневно в одинаковом порядке. (Особенно важно проследить, чтобы своевременно вставали дети, которые занимаются в школе во вторую смену.)

Рассмотрим несколько подробнее процесс формирования новых привычек посредством упражнения в выполнении правильных действий или поступков.

Следует обратить внимание на то, что А.С.Макаренко говорит об упражнении в правильных поступках, а упражнение - это не то же самое, что простое повторение.

Бывает так, что по требованию старших ребенок много раз выполняет какое-либо трудовое действие, относясь к нему, как к навязанному, неприятному для него делу. В этом случае действие не станет привычным; связанное с неприятными переживаниями, повторение его лишь помешает возникновению привычки.

Опыт показывает, что для превращения какого-нибудь действия ребенка в привычку важно и нужно не только многократное повторение этого действия, важен его результат: приводит ли это действие к удовольствию или к неудачам и огорчениям.

Легко заметить, что ребенок склонен повторять такие действия, которые приводят его к успеху, к удовольствию, и неохотно повторяет действия («забывает» их выполнить), которые не приносят ему никакого удовлетворения. Если же после какого-либо действия обычно следует неприятность, то, как правило, ребенок станет его избегать.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что для превращения какого-либо действия в привычку важен тот результат (приятный или неприятный), который за этим действием следует, или то переживание, которое сопровождает действие.

Привычки воспитываются, формируются в результате соответствующей «организации жизненного опыта детей», опыта, который приводит к упражнению в правильных поступках. Это упражнение нельзя ограничить задачей многократного повторения хороших поступков.

Чтобы они стали потребностью ребенка, т.е. сделались привычными, нужно, чтобы эти действия сопровождались успехом, удовольствием, т.е. получали дополнительное «подкрепление». Особенно большое значение для укоренения привычек имеют самые первые положительные результаты действий и первые впечатления. Неправильное, несоответствующее «подкрепление» действий, например, неприятность после хорошего поступка и удовольствие после дурного, может привести к возникновению у ребенка вредных привычек и заглушить, искоренить хорошие.


Свойства восприятия времени
Жизненно важными для субъекта характеристиками окружающих предметов являются их форма, удаленность, скорость их перемещения и расстояние между ними. Если оценка свойств поверхности тел, создаваемых ими возмущений воздушной среды, их химического состава может быть неточной, то подобная ошибка может оказаться смертельно опасной. В связи с ...

Подготовка к выступлению
Опыт показывает, что на каждую минуту выступления приходится в среднем 20-25 мин, которые мы тратим на определение темы, сбор, анализ и обобщение информации, составление плана и кратких тезисов. Если материала у вас достаточно, и он хорошо продуман, то следует перейти к плану. Задача плана - сделать речь стройной, логически связанной и ...

Выводы
1. По интегральному показателю «Адаптация» группа характеризуется как имеющая повышенные адаптивные способности, т.е. в данной группе в большей степени присутствуют респонденты с высокими и нормальными адаптивными способностями. Так же большинство респондентов этой группы имеют высокий интегральный показатель самопринятия, принятие дру ...