Восприятие в структуре познавательной деятельности учащихся.

Восприятие

— целостное отражение предметов и явле­ний объективного мира при их непосредственном воздей­ствии в данный момент на органы чувств. Восприятие — результат деятельности системы анализаторов. Восприятие предполагает выделение из комплекса воздействующих признаков основных и наиболее существенных, с одновре­менным отвлечением от несущественных [35; 30]. Оно требует объединения основных существенных признаков и сопос­тавления воспринятого с прошлым опытом. Всякое вос­приятие включает активный двигательный компонент (ощу­пывание предметов рукой, движения глаз при рассматривании и т. п.) и сложную аналитико-синтетическую деятельность мозга по синтезу целостного образа.

Закономерность субъективности восприятия — одну и ту же информацию люди воспринимают по-разному, субъ­ективно, в зависимости от своих интересов, потребностей, способностей и т. п. Зависимость восприятия от содержа­ния психической жизни человека, от особенностей его личности носит название апперцепции.

Влияние прошло­го опыта личности на процесс восприятия проявляется в опытах с искажающими очками: в первые дни опыта, когда испытуемые видели все окружающие предметы пе­ревернутыми, исключение составляли те предметы, пере­вернутое изображение которых, как знали люди, физичес­ки невозможно. [35;31].

Свойства восприятия:

1.

Целостность,

т. е. восприятие есть всегда целостный образ предмета, система перцеп­тивных действий, которыми надо овладеть.

2. Константность

восприятия — благодаря констан­тности мы воспринимаем окружающие предметы как от­носительно постоянные по форме, цвету, величине и т. п. Источником константности восприятия являются актив­ные действия перцептивной системы (системы анализато­ров, обеспечивающих акт восприятия). Константность восприятия — не врожденное свойство, а приобретенное

3. Структурность

восприятия — восприятие не являет­ся простой суммой ощущений. Мы воспринимаем факти­чески абстрагированную из этих ощущений обобщенную структуру.

4. Осмысленность

восприятия — восприятие тесно свя­зано с мышлением, с пониманием сущности предметов.

5. Избирательность

восприятия — проявляется в пре­имущественном выделении одних объектов по сравнению с другими.

Виды восприятия

выделяют: восприятие предметов, времени, восприятие отношений, движений, пространства, восприятие человека.

Восприятие зависит от уровня внимания человека.

Можно отметить, что в усвоении иностранного языка существенную роль играют такие характеристики восприятия как избирательность (особенно проявляется в говорении и аудировании), структурность (говорении, чтении), целостность (в аудировании).


Возрастные особенности
ВОЗРАСТНАЯ ОСОБЕННОСТЬ в психологии здоровья – специфические свойства личности индивида, его психики, закономерно изменяющиеся в ходе смены возрастных стадий развития (возраст). Характеристика их основана на выявлении психологического содержания процесса развития познавательных способностей и формирования личности на последовательных во ...

Исследование особенностей взаимосвязи типа корпоративной культуры, удовлетворенности трудом и преданности сотрудников организации. Определение типа корпоративной культуры разных подразделений орган
С помощью методики «Оценка организационной культуры» (Куинн К.) были получены данные, изображенные на рисунках 1 – 4. Статистический анализ полученных данных проводился с помощью U – критерия Манна – Уитни. Рис. 1. Графический профиль имеющейся и предпочтительной корпоративной культуры подразделения №1 Примечание: – Профиль имеющей ...

Специфика творческого мышления и педагогические концепции его развития
На сегодняшний день проблема творчества тщательно изучена в педагогике и психологии, поэтому, рассмотрение интерпретации проблем креативности в отечественной и зарубежной психологии. ...