Предмет, объект виды судебно-психологической экспертизы
Страница 3

Материалы по психологии » Судебно-психологическая экспертиза в уголовном праве » Предмет, объект виды судебно-психологической экспертизы

Консультант-психолог – это сведущее в психологии лицо, не имеющее четко определенного процессуального статуса (как эксперт или специалист), но применяющее свои социальные знания для разъяснения следователю и суду значимых для дела фактов и обстоятельств с позиции психологической науки.

Психолог-консультант помогает правильно понять причинно-следственные связи, специфику поведения людей в конкретной обстановке, выработать комплекс действий. Психолог информирует следователя о закономерностях протекания тех или иных психических процессов, психических типичных состояний, устойчивых психических особенностях личности.

Психологическая консультация может предшествовать назначению судебной психологической экспертизы и состоять в оказании помощи следователю в формулировке вопросов, которые необходимо поставить перед экспертом-психологом, в определении предмета исследования и др.

Психологические консультации могут осуществляться на всех стадиях предварительного расследования.

Консультации психолога не носят характер выводов о каких-либо обстоятельствах совершенного преступления, но помогают следователю получать некоторую предварительную, важную для расследования информацию. Знакомясь с представленной в устной или письменной форме информацией, психолог анализирует, синтезирует, конкретизирует ее, т.е. проводит мысленное исследование. Он помогает интерпретировать полученные сведения о личности преступника, свидетеля, потерпевшего, оказывает профессиональную помощь в разработке версии о причастности, в выявлении мотивов преступления, установлении психологических причин, способствующих совершению преступления и другое. В связи с этим, перспективным направлением использования консультаций психолога является создание психологических консультационных кабинетов на базе кафедр психологии высших учебных заведений.

Консультационная деятельность психолога может оформляться в виде письменной справки, которая не является экспертным заключением. Представляется, что психолог может проконсультировать следователя по следующим вопросам:

а) о современном уровне развития некоторых отраслей психологии: медицинской, инженерной, военной, педагогической и др., о реальных возможностях использования специальных познаний в расследовании преступлений;

б) о влиянии возрастных особенностей психического развития личности, об изменении динамики и темпа познавательных, эмоциональных и волевых процессов на различных этапах становлениях и развития личности;

в) о типичных психологических чертах взрослых и несовершеннолетних преступников, потерпевших и свидетелей, о возможных вариантах их поведения в зависимости от ситуации и личностных особенностей;

г) о психологическом содержании выполняемых человеком трудовых операций, действий, о возможных ошибках на психологической почве, типологии таких ошибок, взаимовлиянии субъективных и объективных факторов труда;

д) о влиянии перенесенных и наличных психических и соматических заболеваний, задержек развития на психологию личности и ее поведение;

е) о рекомендации средств воздействия на участника уголовно – процессуальной деятельности в целях стабилизации его поведения;

ж) об отдельных психологических феноменах, состояниях, процессах, их наличии или отсутствии в ситуациях совершения преступления.

Страницы: 1 2 3 


Методические рекомендации по проведению диагностики межличностных отношений
Выявление особенностей отношения ребенка к своим сверстникам является достаточно сложной и тонкой областью практической и клинической психологии. Большинство приведенных выше методик достаточно сложно не столько по своей организации, сколько по анализу результатов и интерпретации данных. Их проведение требует достаточно высокой психолог ...

Основные характеристики психологического климата в коллективе
В качестве некоторых основных характеристик психологического климата коллектива выделяют следующие показатели: – удовлетворенность членов коллектива взаимоотношениями, процессом труда, руководством; – преобладающее настроение; – взаимопонимание и авторитетность руководителей и подчиненных; – степень участия членов коллектива в управ ...

Взаимосвязь говорения с аудированием, чтением и письмом (31).
Сравнительная характеристика говорения и аудирования дает возможность выделить общие психологические параметры. Оба вида речи характеризуются наличием сложной мыслительной деятельности с опорой на внутрен­нюю речь и механизм прогнозирования. Основным различием этих двух процессов являются их конечные звенья — порождение высказывания д ...