Предмет, объект виды судебно-психологической экспертизыСтраница 1
Предметом судебно-психологической экспертизы (СПЭ) в уголовном процессе является совокупность компонентов психики подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, свидетеля и подсудимого, экспертное установление и оценка которой имеет значение для объективного расследования и судебного разбирательства уголовного дела и соответствует современным возможностям психологической науки.
Основными компонентами психики человека являются психические процессы, психические состояния и психические свойства, в том числе «особенности эмоционально-волевой и мотивационной сфер, характерологические особенности, темперамент, способности, точная диагностика которых возможна только на основании применения специальных познаний в области психологии».
Предметом судебно-психологической экспертизы является здоровая психика человека. Это обстоятельства дает возможность отграничить предмет судебно-психологической экспертизы от судебно-психиатрической, предметом которой является психика лиц, страдающих определенным психическим заболеванием. Поэтому попытки включать в предмет судебно-психиатрической экспертизы исследований психики здорового несовершеннолетнего (обвиняемого, потерпевшего и др.) является несостоятельным, т. к. эта область деятельности психолога, а не психиатра
Объектом судебно-психологической экспертизы, т.е. источником, из которого эксперт черпает сведения об устанавливаемых им фактах, является человек.
Судебно-следственной практике известны случаи проведения судебно-психологической экспертизы в отсутствии человека, например, когда подэкспертный умирает до суда. Посмертная экспертиза осуществляется только по материалам дела (протоколы допроса, письма, дневники, записки, магнитофонные и видео записи и др.) и является особенно сложной.
Следовательно, объектом судебно-психологической экспертизы могут быть сведения, характеризующие особенности психики подэкспертного, содержащиеся в материалах уголовного дела. При судебной психолого-вокалографической, психолого-искусствоведческой и других экспертизах объектом исследования являются магнитофонные записи.
Виды судебно-психологической экспертизы классифицируются в зависимости от правового статуса подэкспертного и разрешаемых вопросов. Процессуальное положение испытуемого позволяет выделить судебно-психологическую экспертизу потерпевших, подозреваемых, свидетелей и обвиняемых.
Вопросы, разрешаемые судебно-психологической экспертизой, дают возможность классифицировать экспертные исследования по направлению:
Ø психических процессов (особенности восприятия памяти, мышления, воображения и др.);
Ø психологических состояний (познавательных, волевых, эмоциональных);
Ø психологических свойств (темпераментом, характера, способностей и др.).
Важнейшими видами или разновидностями судебно-психологической экспертизы является:
1. судебно-психологическая экспертиза несовершеннолетних;
2. судебно-психологическая экспертиза совершеннолетних лиц для установления особенностей их психических процессов, состояний и свойств.
Основные следственные ситуации, в разрешении которых используется судебно-психологическая экспертиза:
Ø определение способности несовершеннолетних обвиняемых, страдающих умственной отсталостью, не связанной с психическими заболеваниями, полностью сознавать себя, давать отчет в своих действиях;
Ø установление способности потерпевших от половых преступлений правильно воспринимать характер и значение действий преступника;
Ø определение способности верно воспринимать значение для дела обстоятельства и давать о них показания;
Ø определение наличия или отсутствия физиологического аффекта и иных эмоциональных состояний в момент совершения преступления;
Ø установление наличия или отсутствия у лица в период предшествовавший смерти психического состояния, предрасполагающего к самоубийству;
Ø установление обстоятельств, связанных с управлением техникой;
Ø определение возможного психологического давления со стороны работников правоохранительных органов на участников уголовного процесса (обвиняемого, потерпевшего и др.) в период расследования преступления.
Формы использования специальных психологических познаний
Понятие «специального познания» появилось в юриспруденции, когда для разрешения вопросов, касающихся собирания использования и оценки доказательств, стали приглашать лиц, обладающих специальными знаниями в науке, технике, искусстве и ремесле (статья 74 – 78 УПК РФ).
Психологические познания – это система сведений о закономерностях возникновения и развития психики, о психических явлениях (процессах, состояниях, свойствах), деятельности человека и его поведении.
На предварительном следствии процессуальными формами использования специальных психологических познаний являются:
Кризис 3-х лет
Ранний возраст – это период от 1 до 3 лет. В раннем возрасте ребенок уже не беспомощное существо, он чрезвычайно активен в своих действиях и в стремлении к общению со взрослыми. На первом году жизни у младенца сформировались начальные формы психических действий, свойственных человеку. Предыстория психического развития теперь уступила ме ...
Программа деятельности
педагога-психолога по развитию познавательных интересов старших школьников
Программа разработана на основе результатов диагностического обследования старших школьников, где использовались методики, позволяющие выявить особенности развития у них познавательных интересов.
Цель программы: повысить уровень внутренней мотивации старших школьников на уроках русского языка и литературы.
Пояснительная записка
Интер ...
История развития понятий менталитет и ментальность.
Термин «менталитет» в настоящее время достаточно популярен, хотя используется довольно давно (Впервые встречается в трудах американского писателя Ральфа Эмерсона в 1882г.).
Отдельные аспекты понятия «менталитет» получили отражение в трудах Декарта, Канта.
Значительный вклад в разработку понятия «менталитет» внес швейцарский психолог К ...


