Роль психолога в профилактике педагогической запущенности учащихся

Материалы по психологии » Задачи и виды деятельности психолога в образовании » Роль психолога в профилактике педагогической запущенности учащихся

В настоящее время возникла острая необходимость научить педагогов принимать и понимать трудных учащихся, помогать и преодолевать жизненные трудности. В каждой школе есть педагоги, опыт которых служит прекрасным подтверждением того, что педагогическими средствами можно добиться многого. Путь ранней профилактики запущенности, возможность решения проблемы естественными педагогическими средствами представляется наиболее рациональным и гуманным.

По мнению известных педагогов и психологов, в результате

исследований стало ясно, что истоками проступков и правонарушений несовершеннолетних являются отклонения в поведении, игровой, учебной и других видах деятельности, которые наблюдаются в дошкольном возрасте.

Такая линия отклоняющегося поведения нередко берет свое начало в раннем детстве и при стечении неблагоприятных обстоятельств приводит к стойкой недисциплинированности и другим формам антиобщественного проведения

в подростковом возрасте. Задержка развития правилосообразного поведения. Неумение подчиняться общим требованиям (даже в игре) со временем вырастают в недисциплинированность, нежелание считаться с общественными нормами. В связи с этим возникает проблема ранней профилактики антиобщественного поведения, которая должна начинаться с предупреждения педагогической запущенности детей.

Педагогическая деятельность характеризуется двумя типами отношений;

субъект - объектными, обусловленными отношениями педагога к средств, предмету педагогического воздействия;

субъект - субъектный, возникающими между педагогами и учащимися в процессе педагогического взаимодействия.

Субъект - объектные отношения образуют предметное содержание педагогической деятельности, которое определяется целями учебно-воспитательного процесса; предметом воздействия (учебой, воспитательным мероприятием); формой, методами и средствами обучения, воспитания и развития учащихся.

Субъект - объектные и субъект - субъектные отношения образуют в совокупности целостную структуру педагогической деятельности.

Ядром данной структуры является педагогическое взаимодействие - личностно ориентированное общение педагога и учащихся. Предмет этого взаимодействия выступает в совместной деятельности как объект, то есть педагогическое взаимодействие существует не само по себе, а лишь по отношению к некоторому объекту.

Вектор "мотив - цель" в совместной деятельности и для педагогов, и для учащихся един. Но для каждого участника (субъекта совместной деятельности) он индивидуален, то есть, мотивы участников совместной деятельности (педагогов и учащихся) различны. Мотивы выступают в качестве тех личностных оснований, которые придают педагогической деятельности индивидуальный характер. Таким образом, цели совместной педагогической деятельности совпадают, мотивы же участников этой деятельности всегда различны, индивидуальны.

Другим аспектом изучения субъекта деятельности является психологический анализ психических процессов и способов выполнения

Реальной деятельности.

Психические процессы: восприятие, память, мышление и воображение - в деятельности приобретают избирательность и профессиональную направленность. Решающую роль в профессионализации этих процессов принадлежит вектору "мотив - цель". Именно он детерминирует формирование ключевых квалификаций: перцептивных, коммуникативных, интеллектуальных, эмоционально-волевых.

Формирование этих квалификаций связано со способами выполнения педагогической деятельности. Их можно разделить на три группы: способы отбора и переработки


Результаты исследования
Полученные результаты исследования сведены в таблицы (в станайнах). Таблица 1. Школьники гимназии (станайны) шкалы/ №испытуемого НУ БН1 БН2 1. 7 5 4 2. 2 8 7 3. 6 7 7 4. 5 6 5 5. 5 4 6 6. 6 7 5 7. 8 8 5 8. 7 7 5 ...

Методы, выявляющие объективную картину межличностных отношений
Среди объективных методов, используемых в группе дошкольников, наиболее популярными являются: ♦ социометрия, ♦ метод наблюдения, ♦ метод проблемных ситуаций. Остановимся на описании этих методов подробнее. ...

Пробуждение и развитие интереса к знаниям и потребности в самообразовании на различных этапах урока
Итак, учитель пришел на урок. Он хорошо понимает необходимость решения проблемы интереса, вооружен конкретными знаниями ведения урока. Но, как это нередко бывает в педагогической практике, учитель, особенно начинающий, затрудняется в быстрой ориентировке, не всегда знает, с чего лучше начать объяснение нового материала, как организовать ...