Назначение судебно-психологической экспертизыСтраница 3
Особый интерес представляют показания несовершеннолетних, когда в них проявляется склонность к фантазированию, конформизму, повышенной внушаемости и т.д.
Важно помнить, что судебно-психологическая экспертиза при указанных обстоятельствах помогает следователю определить индивидуальные психологические особенности допрашиваемых лиц, но она не является экспертизой достоверности показаний. Этот принципиальный вопрос должен решить следователь, учитывая заключение судебно-психологической экспертизы.
Вопрос психологу-эксперту, по данному виду СПЭ, может быть сформулирован следующим образом: мог ли подэкспертный правильно воспринимать такие-то (указать какие конкретно) имеющие значение для дела обстоятельства в таких-то (назвать виды помех) условиях восприятия с учетом актуального состояния его познавательных процессов, особенностей личности (возрастных, болезненных или акцентуированных характерологических) или ее динамических состояний (назвать каких конкретно; аффективного напряжения, состояния опьянения, травматической оглушенности и др.)
4. Судебно-психологическая экспертиза по вопросу определения эмоционального состояния лица в момент интересующий следствие.
Эмоциональное состояние как объект СПЭ бывает представлено случаями, которые можно сгруппировать в следующих вариантах: состояние аффекта у обвиняемого; влияние душевного волнения на состояние потерпевшего; оценка депрессивности настроения потерпевшего как одного из моментов, причинно связанных с самоубийством.
Душевное волнение обвиняемого, с учетом диапазонов возможных судебных решений о характере и степени вины, часто становится объектом СПЭ. Задача экспертов при этом состоит в том, чтобы в сопоставлении с характерологическими особенностями человека выявить признаки стрессового состоянью, то есть определить, насколько поведение человека в преступной ситуации зависело от внешних и насколько – от внутренних обстоятельств.
Аффективное состояние – бурный эмоциональный процесс, характеризующийся снижением сознания и самообладания, нарушением волевого контроля над действиями.
Физиологический аффект (или состояние сильного душевного волнения) – сильная, но кратковременная по времени эмоция, сопровождающая разнообразные эмоциональные переживания и влияющая на сознательный контроль субъекта над своими действиями.
Состояние физиологического аффекта определяется экспертами с учетом сложившейся преступной ситуации, психологической характеристикой личности.
Вопрос эксперту, при назначении данного вида СПЭ может быть сформулирован так: находился ли обвиняемый в момент совершения инкриминируемых ему деяний в состоянии физиологического аффекта или ином эмоциональном состоянии, связанным с конфликтной ситуацией, которое могло заметно (существенно) повлиять на его поведение?
Указание на ситуационный характер эмоциональных реакций, не носящих характера аффекта, необходимо. В соответствии со смыслом п. 5 ст. 38 УК РФ при достаточной глубине эти реакции, как и физиологический аффект, могут служить психологической предпосылкой констатации судом сильного душевного волнения.
К компетенции судебно-психологической экспертизы в гражданском судопроизводстве относятся:
– установление степени понимания подэкспертным лицом содержания заключенных им сделок; – способности принимать осознанные, транзитивные (с учетом всех необходимых условий) решения;
– выявление у дееспособного субъекта непатологических психических аномалий, препятствующих адекватному отражению действительности;
– установление психологической совместимости супругов, возможности снятия эпизодических конфликтов;
Перцептивная сторона общения
Рассматривая процесс познания человека человеком в общении, С.Л. Рубинштейн писал:
"В повседневной жизни, общаясь с людьми, мы ориентируемся в их поведении, поскольку мы как бы "читаем" его, т.е. расшифровываем значение его внешних данных и раскрываем смысл получающегося таким образом текста в контексте, имеющем свой вну ...
Выводы по результатам исследования
В рабочей гипотезе мы предполагали, что особенности мотивации младших школьников, обучающихся в гимназии и в общеобразовательной школе различны. В результате проведенного компаративного (сравнительного) анализа выдвинутая гипотеза была в общем подтверждена.
Нами было выявлено:
- в группе младших школьников гимназии преобладающим уровн ...
Методы исследования. Сценарный вопросник, как метод
исследования жизненного сценария человека
В первом разделе данной главе будет рассмотрен сценарный вопросник Э.Берна, позволяющий определить жизненный сценарий человека.
Чтобы ясно понять сценарий, необходимо понять каждый его аспект, историю каждого аспекта и его взаимоотношения с другими аспектами. Удобнее это сделать, располагая вопросы в хронологическом порядке. По каждой ...