О параметрических и непараметрических методах статистики
Страница 2

Материалы по психологии » Статистика в обработке материалов психологических исследований » О параметрических и непараметрических методах статистики

Следует рассмотреть типы задач, с которыми чаще всего имеет дело психолог. Соответственно приводятся и статистические методы, которые приложимы для обработки психологических материалов, на­правленных на решение этих задач.

Первый тип задач.Данный тип задач представлен в ситуации, когда психологу нужно дать сжатую и достаточно информативную харак­теристику психологических особенностей какой-то выборки, например школьников определенного класса. Чтобы подойти к решению этой задачи, необходимо располагать; результатами диагностических испы­таний; эти испытания, разумеется, следует заранее спланировать так, чтобы они давали информацию о тех особенностях группы, которые в этом конкретном случае интересуют психолога. Это могут быть осо­бенности умственного развития, психофизиологические особенности, данные об изменении работоспособности и т. д.

Получив все экспериментальные результаты и материалы наблю­дений, следует подумать о том, как их подать пользователю в компакт­ном виде, чтобы при этом свести к минимуму потерю информации. В перечне статистических методов, используемых при решении подоб­ных задач, обычно находят свое место и параметрические, и непара­метрические методы; о возможностях применения тех и других, как было сказано выше, судят по самому полученному материалу. Об этих статистических методах и их использовании пойдет речь далее.

Второй тип задач.Это, пожалуй, наиболее часто встречающиеся задачи в исследовательской и практической деятельности психолога: сравниваются между собой несколько выборок, чтобы установить, яв­ляются ли выборки независимыми или принадлежат одной и той же совокупности. Так, проведя эксперименты в восьмых классах двух раз­личных школ, психолог сравнивает эти выборки между собой.

К этому же типу относятся задачи с определением тесноты связи двух рядов показателей, полученных на одной и той же выборке; в та­кой обработке чаще всего применяют метод корреляций.

Третий тип задач.Это задачи, в которых обработке подлежат вре­менные ряды, ряды, в которых расположены показатели, меняющиеся во времени; их называют также динамическими рядами. В предшеству­ющих типах задач фактор времени не принимался во внимание, и ма­териал анализировался так, как будто он весь поступил в руки иссле­дователя в одно и то же время. Такое допущение можно оправдать тем, что за тот короткий период времени, который был затрачен на собира­ние материала, он не претерпел существенных перемен. Но психологу приходится работать и с таким материалом, в котором наибольший интерес представляют как раз его изменения во времени. Допустим, психолог намерен изучить изменение работоспособности школьников в течение учебной четверти. В этом случае информативными будут показатели, по которым можно судить о динамике работоспособнос­ти. Берясь за такой материал, психолог должен понимать, что при ана­лизе динамических рядов нет смысла пользоваться средним арифме­тическим ряда, так как среднее арифметическое замаскирует нужную информацию о динамике.

В основном тексте книги упоминалось о лонгитюдинальном иссле­довании, т. е. таком, в котором однообразный по содержанию психоло­гический материал по одной выборке собирается в течение длитель­ного времени. Показатели лонгитюда — это также динамические ряды, и при их обработке следует пользоваться методами, предназначенны­ми для таких рядов.

Четвертый тип задач.Это задачи, возникающие перед психологом, за­нимающимся конструированием диагностических методик, проверкой и обработкой результатов их применения. Отчасти об этих задачах уже говорилось в других главах, но не уделялось внимания специально ста­тистике. Психологическая диагностика, в особенности тестология, имеет целый ряд канонических правил, применение которых должно обеспечивать высокое качество информации, получаемой посредством диагностических методик. Так, методика должна быть надежной, гомогенной, валидной. По упрочившимся в тестологии правилам все эти свойства проверяются статистическими методами.

Выше были перечислены типы задач, с которыми чаще всего встре­чаются психологи. Теперь мы перейдем к изложению конкретных статистических методов, способствующих успешному решению пере­численных задач. Но прежде следует высказать некоторые соображе­ния о возможностях статистики в проведении психологического ис­следования.

Назначение статистики состоит в том, чтобы извлечь из этих материалов боль­ше полезной информации. Вместе с тем статистика показывает, что эта информация не случайна и что добытые данные имеют определен­ную и значимую вероятность.

Статистические методы раскрывают связи между изучаемыми яв­лениями. Однако необходимо твердо знать, что, как бы ни была высока вероятность таких связей, они не дают права исследователю признать их причинно-следственными отношениями. Статистика, например, утверждает, что существует значимая связь между двигательной ско­ростью и игрой в теннис. Но отсюда еще не вытекает, будто двигатель­ная скорость и есть причина успешной игры. Нельзя, по крайней мере в некоторых случаях, исключить и того, что сама двигательная ско­рость явилась следствием успешной игры.

Страницы: 1 2 3


Умственное развитие в раннем детстве
Главным стимулом совершенствования умственной деятельности у детей является их чувственно – двигательная активность. Период умственного развития Пиаже разделил на шесть стадий. Четыре из них ребёнок проходит до года. Пятая стадия – третичные круговые реакции (1-1.5 лет) – экспериментирование с предметами. Цель экспериментов – в них сами ...

Катамнез больных с пограничными психическими расстройствами разной выраженности
Нозологическая и синдромологическая структура пограничных психических расстройств не всегда определяет, как было показано выше, динамику и исход заболевания. При одинаковых клинических вариантах прогноз заболевания нередко оказывается различным, а катамнез при "легких" формах в инициальном периоде – менее благоприятным, чем пр ...

Типы темперамента
Для практического (в том числе психолого-педагогического) изучения личности выделяется четыре основных типа темперамента.[6] Для сангвинического темперамента характерны довольно высокая нервно-психическая активность, разнообразие и богатство мимики и движений, эмоциональность, впечатлительность и лабильность. Вместе с тем эмоциональные ...