Рекомендации по исправлению ошибок чтения

Проблема исправления ошибок чтения является весь­ма сложной. Методически существенным является то, что ошибка рождается из взаимодействия нескольких факто­ров: а) материала, б) способа его подачи и в) установ­ки, имеющейся у учащегося.

Правильно регулируя взаимодействие этих факторов, мы можем предупредить ошибки чтения. Очевидно, на каждом этапе обучения каждый из этих моментов высту­пает в разной системе и качестве и должен быть предме­том особой заботы учителя.

Так, на этапе овладения речезвуковой символикой рекомендуется осуществлять звуковой анализ и синтез на вполне доступном учащимся материале. Также рекомен­дуется проводить анализ и синтез не только путем чисто слуховых восприятии, но и при помощи указания на те речедвигательные процессы, которыми достигается произ­несение звуков.

На втором этапе ошибки связаны с неотработанностыо процесса восприятия. Поэтому необходимо все время со­здавать и поддерживать установку на его точность, со­ответственно подбирая и материал для чтения. Наиболее простыми для восприятия на этом этапе являются корот­кие слова, значение которых хорошо известно детям. Важно следить за тем, чтобы дети не спешили произно­сить слова, пока не воспримут точно их оптический образ. Стремиться к быстроте чтения на этом этапе не следу­ет, так как быстрота мешает точности.

Автору данной работы представляется, что многие ошибки чтения, с которыми приходится встречаться на третьем и четвертом году обучения, связаны с тем, что учащиеся не приучены внимательно относиться к оптическому образу слова. Так, в одном из экспериментов по чтению учащиеся VII—VIII класса должны были определить значение ряда новых для них слов, в том числе таких, как horseshoe и horsewoman. Среди неправильных определений были и слова: дом обуви и домохозяйка. Очевидно, учащиеся неверно прочли слово horse как house или неверно со­отнесли графический образ слова с его значением.

С психологической точки зрения очень существенной является мысль о необходимости градуировать материал по трудности, постепенно увеличивая число трудных для чтения слов, гак как начальная и конечная фазы сенсор­но-аналитического этапа характеризуются качественно различным восприятием.

Весьма полезным приемом на этом этапе можно счи­тать уроки «безошибочного чтения». Специально даваемая учащимся установка на «безошибочное чтение», не­сомненно, способствует активизации внимания (36;89].

Исключительное значение имеет на начальном этапе удобочитаемость текста. Шрифт на этом этапе должен быть достаточно крупным, ясным, строчки короткими.

На этапе угадывающего чтения очень важно развивать точность догадки. Простая поправка ошибки по ходу чте­ния не дает должного эффекта в преодолении этого типа ошибок. Необходимо выявлять совместно с учащимися причину ошибки, тем самым у них будет создаваться установка на тщательную проверку возникаемой догадки путем обращения к зрительно воспринимаемому материа­лу, т. е. будет создаваться установка на чтение. Очень важно также приучать учащихся к более глубокому и широкому охвату содержания читаемого. Очень важным моментом является самоисправление ошибок. Самоис­правление отличается от исправления ошибки вслед за учителем тем, что оно вызывает направленность внимания на природу ошибки, снимает механическое, неосмысливаемое достаточно глубоко действие.

На следующем этапе — этапе синтетического чтения — борьба с ошибками будет идти по линии глубины проник­новения в смысл читаемого.

Указанные типы ошибок и меры по их устранению должны учитываться не только при обучении чтению вслух, но и при обучении чтению про себя. "Причем, если при чтении вслух ошибки как бы лежат на поверхности и поэтому подконтрольны учителю, то при чтении про себя они часто остаются невыясненными, влекут за собой не­правильности понимания. Наличие большого количества неисправленных и в ряде случаев не осознанных учащи­мися ошибок мешает прогрессу техники чтения. Вот по­чему важно вырабатывать у учащихся умение самому заметить и исправить ошибку.

Для того чтобы этот механизм самоисправления рабо­тал, необходимо обязательно на всех этапах обучения проводить уроки громкого чтения. Они могут служить для учителей показателем того, насколько продвинуты его учащиеся в чтении, могут ли они сами заметить и испра­вить свои ошибки. Для учащихся такие уроки также край­не нужны, так как на них отрабатываются механизмы чтения и создаются нужные установки внимания. Чем меньше количество ошибок будет допускать учащийся, тем продуктивнее будет его чтение.


Психологический анализ трудностей изучения иностранного языка.
Психологический анализ литературы (Артемова В.А. (2), Беляева Б.В. (4;5;6), Елухиной Н.В. (15;16], Жинкина Н.И. (17;18;19), Зимней И.А.(20)) показал, что основной причиной возникновения трудностей в изучении иностранных языков (в нашем случае – русского и английского языков) является различие их языковых структур. Аудирование – это пр ...

Личностные факторы.
У каждого человека имеется устойчивый набор представлений о себе, определенных убеждений, которых он придерживается. А.Бек обнаружил, что у людей, страдающих тревожными расстройствами, преобладают именно негативные убеждения, и в проблемных для человека ситуациях они активизируются в первую очередь. Воликовой С.В. и Холмогоровой А.Б. В ...

Деловое общение, его виды и формы
Недостаточно, чтобы твои слова были сказаны к месту, надо, чтобы они были обращены к людям. С.Е. Леи, Мы рассмотрели структуру общения, его средства и механизмы. Естественно, возникает вопрос о видах общения. Это сложный вопрос, по поводу которого в научных публикациях не существует одно значного подхода. У различных авторов (М.С. К ...