Психические состояния

В психологии наиболее распространенным является представление о состояниях как относительно устойчивых психических явлениях, имеющих начало, течение и конец, т. е. динамических образованиях. Общепринятым является и мнение о состояниях как психических явлениях, отражающих особенности функционирования нервной системы и психики человека в определенный период времени пли адаптационного процесса. Различные авторы неоднократно предпринимали попытки дать научное определение понятия «психическое состояние» и разработать классификацию состояний.

Познакомимся с некоторыми из них.

Психические состояния - целостные характеристики психической деятельности за определенный период времени.

Психические состояния - это реакция функциональных систем на внешние и внутренние воздействия, направленная на получение полезного для организма результата (Е.П. Ильин).

В любом психическом состоянии можно выделить три общих измерения:

мотивационно-побудительное,

эмоционально-оценочное

активационно-энергетическое.

Психические состояния человека характеризуются целостностью, подвижностью и относительной устойчивостью, взаимосвязью с психическими процессами и свойствами личности, индивидуальным своеобразием и типичностью, крайним многообразием, полярностью.

Целостность психических состояний проявляется в том, что они характеризуют в определенный промежуток времени всю психическую деятельность в целом, выражают конкретное взаимоотношение всех компонентов психики. Подвижность психических состояний заключается в их изменчивости, в наличии стадий протекания.

Психические состояния обладают относительной устойчивостью, их динамика менее выражена, чем у психических процессов.

Психические состояния влияют на психические процессы, являясь фоном их протекания.

Психические состояния отличаются крайним многообразием и полярностью.

Полярность означает, что каждому психическому состоянию человека соответствует противоположное состояние.

Классификация психических состояний:

в зависимости от роли личности и ситуации в возникновении психических состояний:

- личностные;

-ситуативные:

а) общефункциональные, определяющие общую активность человека;

б) состояния психического напряжения в сложных условиях жеятельности и поведения;

в) конфликтные психические состояния.

в зависимости от доминирующих компонентов:

- интеллектуальные;

-волевые;

-эмоциональные;

в зависимости от степени глубины:

- состояния (более или менее) глубокие;

-поверхностные;

в зависимости от времени протекания:

- кратковременные;

-затяжные;

-длительные;

в зависимости от влияния на личность:

- положительные и отрицательные;

- стенические, повышающие жизнедеятельность, и астенические;

в зависимости от степени осознанности-состояния более или менее осознанные;

в зависимости от причин, их вызывающих;

в зависимости от степени адекватности вызвавшей их объективной обстановки.

К устойчивым психическим состояниям личности относятся:

эмоциональные (оптимальные и кризисные) состояния.

пограничные состояния (психопатия, неврозы, умственная отсталость).

психические состояния нарушенного сознания.

Все психические состояния связаны с нейродинамическими особенностями высшей нервной деятельности и с особенностями психической саморегуляции каждого человека.


Понятие агрессивности и агрессии, основные теоретические подходы
В психологии термин «агрессия» трактуется по-разному. Многие авторы исследования агрессивности предпочитают ей давать негативную оценку. Но также существует и точка зрения на агрессию с позитивной стороны. Выделим основные определения агрессии в соответствии с основными психологическими теориями и концепциями агрессии и агрессивного по ...

Изучение мотивации достижения у младших школьников в работах разных авторов
Можно считать, что именно исследования К. Левина положили начало изучению в психологии потребностей человека. Всю первую половину века в западной психологии господствовали психоаналитические представления о мотивации поведения, согласно которым, основные мотивы человека формируются в раннем детстве и последующем только проявляются, оста ...

Развитие креативности средствами интерпретации. Организация экспериментального исследования
Для проверки выдвинутой гипотезы об эффективности интерпретационной деятельности для развития креативности студентов я организовала экспериментальное исследование. Исследованием было охвачено 45 студентов трех курсов разных факультетов. В качестве экспериментальной группы выступали 15 студентов от каждого курса. Первоначально был произ ...