Новообразования дошкольного возраста
Страница 1

К 7 годам возникает ряд сложных образований, которые приводят к тому, что трудности поведения резко и коренным образом меняются, они принципиально отличны от трудностей дошкольного возраста. Такие новообразования, как самолюбие, самооценка, остаются, а симптомы кризиса: манерничанье, кривлянье - преходящи. В кризисе семи лет благодаря тому, что возникает дифференциация внутреннего и внешнего, что впервые возникает смысловое переживание, возникает и острая борьба переживаний. Ребенок, который не знает, какие взять конфеты - побольше или послаще, не находится в состоянии внутренней борьбы, хотя он и колеблется. Внутренняя борьба (противоречия переживаний и выбор собственных переживаний) становится возможна только теперь. Этот кризис саморегуляции, напоминает кризис 1 года. Ребёнок начинает регулировать своё поведение правилами. Раньше покладистый, он вдруг начинает предъявлять претензии, на внимание к себе, поведение становиться вызывающим. В поведении появляется демонстративная наивность, которая окружающими воспринимается как неискренность, кажется излишне взрослым, предъявляет к окружающим претензии. Для ребёнка распадается единство аффекта и интеллекта, и этот период характеризуется утрированными формами поведения. Ребёнок не владеет своими чувствами; не может сдерживать, но и не умеет управлять ими. Утратив одни формы, он не приобрёл ещё другие. Новообразованием кризиса 7 лет является возникновение личного сознания и конкретной самооценки, комплексы готовности к школьному обучению:

1. Коммуникативная готовность. Заключается в том, что ребёнок может нормально взаимодействовать с людьми по правилам, нормам. В дошкольные годы социализация детей позволяет им преодолеть агрессивность, они становятся более внимательными, заботливыми, готовыми сотрудничать с другими детьми. Дошкольники умеют "вчувствоваться" в состояние окружающих. Они начинают понимать, что их сверстники и взрослые чувствуют и переживают не всегда так, как они. К 6-7 годам для ребёнка происходит расслаивание сферы человеческих взаимоотношений на нормативные (в деятельности) и человеческие (по поводу деятельности). Последние носят управляющий характер по отношению к первым, в них нормы ставятся под индивидуальный контроль. Дошкольник путает эти две сферы, для него симпатия и антипатия более значимы, чем нормы и правила.

2. Когнитивная готовность. Уровень развития познавательных процессов: внимания. Мышления, памяти, воображения. Ребёнок начинает формировать модели той действительности, с которой имеет дело, строить её описание. Делает он это с помощью сказки. Сказка – это такая знаковая система, с помощью которой ребёнок интерпретирует окружающую действительность. Затем это сказочное мышление разрушается ("Это не по правде!"). когда ребёнок начинает различать быль и не быль, сказка превращается в миф. К возрасту 5-7 лет ребёнок пытается ребёнок пытается осмыслить такие явления как смерть. Мышлению ребёнка этого возраста свойственен анимизм – стремление приписать неодушевлённым предметам или животным человеческие черты. Желание взрослых избежать ответов на вопросы детей приучает их к мысли, что эта тема запретна. Уклончивая или искажённая информация может помешать детям проанализировать свои чувства и мысли и вызвать необоснованную тревогу. Так же важно не давать детям ту информацию, о которой они не спрашивают и с которой не могут справиться эмоционально или осмыслить до конца. Лучший вариант – дать простые и прямые ответы на их вопросы.

3. Уровень эмоционального развития. Ребёнок должен научиться преодолевать ситуативные эмоции, культурно управлять чувствами. Позволяет этому научиться игра. Дети старшего дошкольного возраста должны так же научиться справляться с агрессивностью. Есть определённая закономерность в развитии детской агрессивности. Пик её приходиться на 4,5 года, а затем постепенно убывает, пока не сходит на нет. К началу школьного возраста дети усваивают нормы поведения, которые способствуют снижению агрессивности. Родители могут ускорить этот процесс, прививая детям навыки социального общения и стимулирую чувствительность к переживаниям других.

4. Технологическая оснащённость. Имеется в виду минимум знаний, умений, навыков (ЗУН), позволяющих обучаться в школе. Под ЗУН понимается умение читать , писать, считать. Психологи считают, что важнее иметь развитое воображение. Воображение – это действие в смысловом поле, оно является предтечей мышления.

Страницы: 1 2


Первичная реакция на изменения
Необходимость в адаптации возникает в том случае, когда в жизненной ситуации личности происходят достаточно существенные изменения. Новая ситуация часто предъявляет к личности такие требования, к которым она ещё не готова: требования к профессиональным качествам, умениям и навыкам, необходимость применения новых моделей поведения, треб ...

Особенности учебной деятельности у подростков. Отношение подростков к школе и учению. Основные мотивы учения подростков
Прежде чем обсуждать, пути развития мотивации учебной деятельности учащихся средних классов, необходимо определить, чем психологически отличается этот возраст от младшего школьного возраста, от юношеского возраста и от взрослых людей. От младшего школьного возраста подростковый (12 - 14 лет) отличается тем, что он фактически представля ...

Понятие и структура личности.
Чел хар-ся неск понятиями: человек-инди­вид, инди­видуальность, личность. Чел – вид животного. Инди­вид - каждый в отдельности чел. Каждый чел индиви­дуален и неповто­рим. Личность – чел, проявляющийся в об­ществе. Формирование чел как личности на­чина­ется ещё внутриутробно (по одной вер­сии – Гроф), с первых дней жизни – класси­ки. По ...