Личностные особенности и характер отношения к сверстникам демонстративных детей
Страница 1

Материалы по психологии » Межличностные отношения дошкольников - диагностика, проблемы, коррекция » Личностные особенности и характер отношения к сверстникам демонстративных детей

Демонстративное поведение отражает определенную направленность личности, ее внутренние мотивы. Хотя мотивы ребенка не могут быть непосредственно наблюдаемы, использование психологических методов позволяет выявить важнейшие особенности личности и самосознания детей. Остановимся на конкретном описании этих особенностей.

1. Степень эмоциональной вовлеченности

ребенка в действия сверстника достаточно высока. Демонстративные дети ярко проявляют интерес к действиям сверстника: делают замечания и комментируют, однако их вовлеченность носит явно оценочный характер. Например, в методике «Строитель», когда один из детей выполнял задание взрослого, его партнер некоторое время внимательно наблюдал за его действиями, а затем громко сказал: «Нет, не так ты делаешь, смотри, как надо». Когда взрослый попросил не вмешиваться, мальчик разочарованно сказал: «А я умею лучше, я бы лучше сделал бы», — но продолжал пристально следить за тем, что и как делает его партнер.

2. Характер участия в действиях сверстника

также окрашен яркой демонстративностью. В отличие от других детей, проявляющих положительную (одобрение и поддержка) или отрицательную (насмешки, ругань) оценку действий партнера, дети с конкурентной направленностью стараются обесценить деятельность сверстника. В методике «Мозаика», один ребенок, понаблюдав некоторое время за тем, как его партнер выполнял задание, сказал: «Ленька, конечно, хорошо квадратик делает, но ведь это просто». Нередко дети пытаются доказать, что на месте сверстника они справились бы с заданием гораздо лучше. Так, Настя Д. (5,91), как только взрослый дал задание ее партнеру, стала громко возмущаться: «А почему Никитке сказали делать, он не умеет, и в тихий час плохо себя вел. Воспитательница его ругала. Можно, я лучше сделаю, ну, пожалуйста». При этом она неотрывно наблюдала за действиями Никиты, пыталась сама вставить элементы в его мозаику.

3. Особенности сопереживания сверстнику

, т. е. эмоциональная реакция ребенка на порицание и похвалу взрослым действий партнера, у демонстративных детей носит негативный характер. Когда взрослый дает отрицательную оценку действиям сверстника, демонстративный ребенок с жаром поддерживает его. В ответ на похвалу взрослого ребенок, напротив, начинает возражать. Так, в методике «Ателье», Аня Р. (6,1), выслушав похвалу в адрес сверстницы, сказала: «Ну, может и лучше эта шляпа, но все равно некрасиво и неровно».

4. Степень проявления просоциальных форм поведения

. Большинство детей в методике «Мозаика» осуществляли «формально-провокационную помощь», т. е. в ответ на просьбу сверстника давали всего один элемент, которого было явно недостаточно. Так,Митя С. (5,11) заметил, что у партнера нет необходимых элементов, хотя тот ни о чем его не просил. Тогда Митя обращается к партнеру со словами: «Саид, если ты не попросишь разрешения, я тебе не дам». Саид продолжает молчать, Митя: «Попроси, а я дам». Саид очень тихо просит: «Дай мне несколько желтеньких, а то мне не хватило». Митя кладет Саиду в коробку один элемент со словами: «Вот, ты попросил, я дал». На дальнейшие просьбы Саида Митя раздраженно отвечает: «Ты не видишь, я тоже делаю, подожди». Игорь Б. (5,8) в ответ на просьбу сверстника дает ему элементы любых цветов, кроме того, который был на самом деле нужен, при этом он делает вид, будто вовсе не слышит возражений сверстника. Другие дети начинают делиться, только закончив свою мозаику, делая это весьма неохотно. Такой вариант помощи (без ущерба для себя) можно назвать прагматическим

.

5. Характер восприятия ребенком сверстника

. Результаты методики «Рассказ о друге» выявили, что в ответах демонстративных детей другой ребенок выступает главным образом как носитель определенного отношения

к рассказчику, т. е. он интересен ребенку только в связи с тем, какое отношение он к нему проявляет. Например, Настя: «Катя мне помогает, если я в беду попаду, она со мной дружит, может помогать мне в рисунке. Добрая, потому что играет со мной. Я, конечно, тоже добрая. Я такая, как Катя»; «Аня очень плохая, говорит, что со мной не дружит, сердитая, делает все наоборот мне. Иногда что-то знает и не говорит мне; говорит, что у меня некрасиво. Только я поем, а она говорит мне, что я — объедашка».

Страницы: 1 2


Исследование развития общения со сверстниками детей старшего дошкольного возраста. Исследование зависимости общения от статусного положения в группе
С целью исследования зависимости общения от статусного положения в группе была использована методика «Секрет». В эксперименте участвовали 15 дошкольников старшего возраста (6-7 лет) детского сада «Хрустальный». Исследование включало в себя 3 тапа (констатирующий, формирующий, контрольный). В констатирующем эксперименте ставилась задач ...

Введение.
В связи с прогрессивным развитием общества в последние годы наблюдается все больший интерес к иностранному языку. Стремление изучать этот предмет объясняется многими причинами. Одна из которых – желание путешествовать по миру, обогащать свои знания в общении с представителями различных стран и культур, а без знания хотя бы одного иностр ...

Этапы проведения исследования
1) Определение типа корпоративной культуры в различных подразделениях организации и степени согласованности имеющегося в подразделениях организации и предпочитаемого работниками типа корпоративной культуры с помощью методики «Оценка организационной культуры» (Камерон К., Куинн Р.) и дополнительного вопроса из анкеты «Исследование удовле ...