Роль и функции общения в психическом развитии детей
Страница 1

Материалы по психологии » Развитие общения старших дошкольников со сверстниками » Роль и функции общения в психическом развитии детей

Сфера общения в целом в последние два десятилетия привлекала пристальное внимание исследователей. Природа общения, его возрастные и индивидуальные особенности, механизмы протекания и изменения стали предметом изучения философов и социологов (Б.Д. Парыгин, И.С. Кон), психолингвистов (А.А. Леонтьев), специалистов в области социальной (Г.М. Андреева, Б.Ф. Поршнев), детской и возрастной психологии (Я.Л. Коломинский, В.С. Мухина).

В последнее десятилетие психологические проблемы общения малолетних детей со сверстниками привлекают пристальное внимание. Основной вопрос, - роль и функции общения со сверстниками в жизни ребенка и его психическом развитии.

Рассмотрим некоторые сведения о жизненной функции общения, которые можно найти в отечественной и зарубежной литературе. Так, в книге выдающегося американского детского врача Б. Спока затрагивается множество вопросов, связанных с практикой воспитания детей. Автор не мог обойти и тему общения ребенка со сверстниками. На страницах своей книги Б. Спок неоднократно советует родителям способствовать контактам детей: «Систематически приучать детей обмениваться игрушками, и делится лакомыми кусочками, всегда, когда это, возможно, помещать ребенка в общество других детей (хотя бы 1-2 раза в неделю на 2-3 часа); и даже годовалого ребенка, считает автор, следует водить туда, где есть дети». [47] Каков же смысл приведенных рекомендаций? Разъяснение автора сводятся к указанию, что общество детей необходимо ребенку, чтобы научиться жить в коллективе, и это – главная задача его жизни. Автор поясняет, что, регулярно общаясь с другими детьми, ребенок научается сердиться и отстаивать свои права. Однако эта проблема, проблема общения дошкольника со сверстниками, у доктора Б. Спока не имеет достаточно солидного обоснования.

Надо думать, не случайно, в книге А. Кемпински «Психопаталогия неврозов» неоднократно поднимается вопрос об общении детей со сверстниками. Автор видит важную функцию этой сферы общения в освобождении от семейных связей генеалогического рода. Без такого освобождения ребенка его близкие отношения с членами семьи, утверждает А. Кемпински, покупаются ценою индивидуальной свободы, чувства к родным окрашиваются эгоизмом и подтверждаются амбивалентному раздвоению (люблю - ненавижу). [16] Итак, общение со сверстниками позволяет детям преодолеть чреватую опасными последствиями привязанности к семье. Вторая, не менее важная, половина состоит, по мнению А. Кемпински, в том, что при общении со сверстниками у ребенка появляется возможность наладить контакты с равными ему людьми. Для иллюстрации этой мысли автор использует яркий образ: плоскость контактов ребенка со взрослыми наклонная; он смотрит на родителей сверху вниз, в результате чего их образ всегда огромен. Общаясь со сверстниками, ребенок учится жить на горизонтальной плоскости, строить отношения на равных. Конечно, психопатологический аспект ни в коем случае нельзя абсолютизировать.

Сходную мысль можно найти у А.Л. Рубинштейна, предостерегавшего, что любовь к ближнему, «с кем сжился», может легко стать «расширенным эгоизмом», а «эгоизм» вдвоем это … обособленность от всех людей. [35] Вполне вероятно, что общение с другими позволяет преодолеть замкнутость социального мира ребенка и вносит изменения в его психику.

Эти мысли были высказаны уже Ж.Пиаже. Еще в 30-х годах он привлек внимание детских психологов к общению сверстников как к важному фактору и необходимому условию социального и психического развития ребенка. В некоторых работах отечественных психологов содержатся попытки выявить качественную специфику общения со сверстниками и определить его роль для становления личности ребенка.

Ошибки сверстника дошкольник замечает гораздо легче, чем взрослого. Г.А. Цукерман также считает, что общение со сверстниками способствует критичности мнений, слов и поступков, их независимости от чужих суждений и желаний.[50] В.С. Мухина, отмечая многообразное влияние общения сверстников на развитие личности ребенка, пишет, что в дошкольном возрасте впервые складывается общественное мнение и возникает явление конформности. «…Дети начинают прислушиваться к мнению сверстников и подчиняться мнению большинства, даже если оно противоречит их собственным впечатлениям и знаниям». [26, 147]

Страницы: 1 2 3 4 5


Экспериментальная часть. Образ педагога дополнительного образования в сознании подростков. Характеристика объекта исследования. Состав группы тестируемых подростков
В теоретической части были сформулированы понятия сознания и психологического образа, а также рассмотрены особенности восприятия образа педагога в частности педагога дополнительного образования в сознании подростков, описаны методики исследований образа. В данной главе необходимо применить приведенные выше методики исследований для опред ...

Выделяют различные стили разрешения конфликтов.
Уклонение - этот стиль подразумевает, что человек старается уйти от конфликта. Сглаживание - каждый человек думает, что он прав. Принуждение – в рамках этого стиля превалируют попытки заставить принять свою точку зрения любой ценой. Компромисс - этот стиль характеризуется принятием точки зрения другой стороны, но лишь до некото­рой с ...

Роль восприятия в процесс общения. Ошибки восприятия
Общение определяется тем представлением о партнере, которое складывается в восприятии. Под восприятием в психологии общения подразумевается непросто формирование целостного образа на основе его внешнего вида и поведения, но и понимание партнера по общению Восприятие - это процесс отбора, организации и интерпретации чувственных данных. ...