Роль и функции общения в психическом развитии детей
Страница 4

Материалы по психологии » Развитие общения старших дошкольников со сверстниками » Роль и функции общения в психическом развитии детей

К концу дошкольного возраста при определенных условиях воспитания ребенок не только пользуется речью, но и начинает осознавать ее строение, что имеет важное значение для последующего овладения грамотой и, следовательно, овладения общением. У старших дошкольников, когда они пытаются что-то рассказать, появляется типичная для их возраста речевая конструкция: ребенок сначала вводит местоимения («она», «он»), а затем, как бы чувствуя неясность своего изложения, поясняет местоимение существительным: «она (девочка) пошла»; «она (корова) забодала», и т.д. Это существенный этап в речевом развитии ребенка. Ситуативный способ изложения как бы прерывается пояснениями, ориентированными на собеседника.

По мере расширения круга общения и по мере роста познавательных интересов ребенок овладевает контекстной речью. Со временем ребенок начинает все более совершенно и к месту пользоваться то ситуативной, то контекстной речью в зависимости от условий и характера общения.

Особое значение для развития общения имеет объяснительная речь. В старшем дошкольном возрасте у ребенка возникает потребность объяснить сверстнику содержание предстоящей игры, устройство игрушки и многое другое. Объяснительная речь требует определенной последовательности изложения, выделения и указания главных связей и отношений в ситуации, которую собеседник должен понять.

Ребенок через общение со взрослым постепенно усваивает значение знаков. Когда ребенок еще только начинает говорить, он овладевает как бы лишь внешней оболочкой языка, ему еще недоступно зрелое понимание его как знаковой системы. Ребенок в разных видах деятельности через взрослого открывает для себя связь между знаком и значением. Благодаря этому знак начинает выступать в основной своей функции – функции замещения. Развитие речи как знаковой формы деятельности не может быть понятно вне его соотношения с развитием других форм. Знаковый смысл постигается в предметной деятельности (ребенок постепенно овладевает функциональным назначением предметов), слово, оставаясь одним и тем же в своем наименовании, меняет свое психологическое содержание. Слово начинает нести в себе знаковую функцию как своеобразный знак, выступающий в определенном значении и используемый для хранения и передачи некоторой идеальной информации о том, что лежит за пределами словесного обозначения.

В старшем дошкольном возрасте по-прежнему особое место занимает кукла или мягкие игрушки. Эти игрушки отвечают эмоциональному настрою ребенка на доверительное общение, они выступают как его верные друзья. У каждого ребенка устанавливаются особые отношения со своей куклой или зверюшкой. Правда, иногда случается, что ребенок побьет свою куклу, внеся в сюжет ситуацию, в которой кукла оказывается виноватой.

Обнаружив такое отношение к кукле, взрослый должен примирить негодующего ребенка с куклой, ведь кукла не может провиниться, если сам этого ребенок не хочет. Кроме того, агрессия ребенка диагностирует неблагополучие его внутреннего мира. Что-то на заладилось у него в отношениях со взрослыми или сверстниками.

Ребенок любит свою «старую» игрушку, он воспринимает ее интимнее, чем новую куклу. Любимая игрушка не теряет очарования, с ней ребенок играет дольше, чем с какой-либо новой, он возвращается к ней после коротких увлечений. По существу ребенок особым образом общается с куклой. В общении, по меньшей мере, должно быть двое. Кукла или любая другая игрушка как раз и выступает в качестве второго общающегося: ребенок сам вкладывает в нее аффекты, настроение и знания, с которыми он сам и общается. Игрушка – прекрасный объект для рефлексии и верной любви. Общение ребенка с любимой игрушкой обнаруживает те формы общения взрослых с ребенком, которые он наблюдает постоянно. Любимая игрушка должна быть у каждого ребенка, особенно она необходима ребенку, который воспитывается единственным в семье. [4]

В семье с единственным ребенком родители часто концентрируют свое внимание на ребенке и создают у него эгоистические установки. Любимая игрушка учит ребенка доброте, сочувствию, заботе. Эти чувства он затем переносит в общении со взрослыми и детьми, играя с зависимой от его воли игрушкой, ребенок по-особому учится переносить свои эмоции на эту игрушку. Идеальный кроткий друг нужен как девочкам, так и мальчикам.

Страницы: 1 2 3 4 5


Теоретическая часть. Образ и сознание
В самом общем виде сознание можно охарактеризовать как человеческую способность субъективного (внутреннего духовно-интеллектуального) усвоения внешнего мира и самого себя. Непосредственный контакт с внешним миром человек осуществляет с помощью чувств. В результате этого контакта в его сознания возникает образ какого-либо объекта - фраг ...

Осн положения психоанализа.
Основоположник – Фрейд. Есть теория и ме­тод пси­хоанализа. Фрейд впервые отметил, что психика чел структурна и состоит из без- , сверх- и сознат (интуи­ция). У каждого чел активность этих 3 выражена не в одинак сте­пени. Все они развиваются, обогащаются и тренируются. Подсознание – хорошо автома­тизир на­выки, глубоко усвоенные нормы. ...

Экспозиция in vivo
Как уже говорилось, экспозиция in vivo означает повторное, систематическое, приближенное к реальной жизни воздействие — в данном случае агорафобических ситуаций. Экспозиция in vivo может осуществляться несколькими способа­ми: под руководством психотерапевта и самостоятельно (что было описано в пре­дыдущем разделе), массированно или с пр ...