Роль и функции общения в психическом развитии детейСтраница 2
Однако для успеха воспитания, важно знать, сколько и какого именно общения нужно ребенку. Общение есть не просто действия, а именно взаимодействие – оно осуществляется между участниками, из которых каждый равно является носителем активности и предполагает ее в своих партнерах.
Рассматривая общение как психологическую категорию, она интерпретируется как деятельность, и поэтому синонимом общения является термин «коммуникативная деятельность».
Структурные компоненты коммуникативной деятельности выглядят следующим образом:
1. Предмет общения – другой человек, партнер по общению как субъект.
2. Потребность в общении состоит в стремлении человека к познанию и оценке других людей, а через них с их помощью – к самопознанию и самооценке. Люди узнают о себе и об окружающих благодаря разнообразным видам деятельности, т.к. человек проявляется в каждом из них. Но общение играет в этом отношении особую роль, ибо оно направлено на другого человека как на свой предмет, а будучи двусторонним процессом (взаимодействием), приводит к тому, что познающий и сам становится объектом познания и отношение другого (или других) участников общения.
3. Коммуникативные мотивы – то, ради чего предпринимается общение.
4. Действие общения – единица коммуникативной деятельности, целостный акт, адресованный другому человеку и направленный на него как на свой объект.
Две основные категории действий общения – инициативные акты и ответные действия.
5. Задачи общения – цель, на достижение которой в данных конкретных условиях направлены разнообразные действия, совершаемые в процессе общения. Мотивы и задачи общения могут не совпадать между собой.
6. Средства общения – это операции, с помощью которых осуществляются действия общения.
7. Продукты общения – образование материального и духовного характера, создающиеся в итоги общения.
Подход к общению, как деятельности имеет ряд преимуществ по сравнению с рассмотрением его как особого рода поведения или совокупности условных реакций человека на сигналы, поступающие от другого мира.
Как уже было сказано ранее, общение дошкольника невозможно без участия взрослого. Отечественным психологом А.Н. Леонтьевым установлено, что на протяжении первых 7 лет жизни у детей последовательно возникают четыре формы общения со взрослыми: интуитивно-личностное, ситуативно-деловое, внеситуативно-познавательное и внеситуативно-личностное. [24]
В подходе к анализу общения дошкольников со сверстниками можно исходить из теоретического положения, состоящее в том, что природа обеих сфер общения дошкольников едина. Общение ребенка со взрослым и сверстником – разновидности одной и той же коммуникативной деятельности. Главное, что объединяет обе сферы, состоит в предмете деятельности, которым в обоих случаях выступает другой человек, партнер ребенка по общению. Следует указать также еще одну существенную причину, побуждающую исследовать общение со сверстником в сопоставлении с общением со взрослым – это их действительная связь между собой в жизни ребенка. Общение со взрослыми реально во многом определяет возникновение, развитие и особенности контактов ребенка с другими детьми. Право на такое предположение дает тот факт, что в онтогенезе дети сначала учатся общаться со взрослыми и лишь значительно позднее завязывают связи между собою. Таким образом общение со сверстником есть особая – коммуникативная деятельность, такая же по своей природе, как и общение со взрослым, то для ее анализа можно применять схему и приемы, разработанные при изучении общения со взрослыми.
Итак, потребность в общении с другими детьми формируется у ребенка прижизненно. Она возникает на третьем году, складывается на основе ранее функционировавших потребностей, и оформляются в реальном взаимодействии детей.
Говоря о развитии потребности в общении, прежде всего, имеется в виду процесс ее первичного становления, движение от отсутствия потребности к ее оформлению. Оформившаяся потребность в общении не статична: она качественно преобразуется с изменением характера взаимодействия партнеров, широкого контекста жизнедеятельности ребенка.
После того, как в коммуникациях ребенка обнаруживаются проявления, соответствующие всем четырем критериям (описаны ранее), говорится не о развитии коммуникативной потребности вообще, а о качественном преобразовании содержания потребности ребенка в общении [20].
Потребность в удовлетворении, которая раньше давала работа
Отношения человека к работе на протяжении всей жизни влияет на его отношение к выходу на пенсию. Многие люди проводили за работой столько времени, что их самоуважение было неразрывно связано с их профессиональной деятельностью. Все, чем они занимались в свободное время, не имело для них такого значения, как работа. Выход на пенсию для т ...
Эмпирическая валидизация концепций индивидуальной психологии
Систематических и планомерных попыток проверки эмпирической валидности концепций Адлера практически не предпринималось. Нехватка экспериментальных исследований может быть объяснена двумя основными причинами.
Во-первых, многие концепции Адлера по своей сути глобальны — в них недостает четких рабочих определений, необходимых для того, чт ...
Осн положения когнитивной психологии.
Когнито (знание). Это направление возникает с развитием инфы. Основоположник – амер Келли. Гл источником развития личности явл среда, соц окружение. Осн положения: 1) чел – система по восприятию и переработке инфы 2) каждый чел воспринимает и интегрирует внешний мир через свой внутр (конструкты) 3) восприятие, мышление, память, ...