Личность и типология
преступниковСтраница 1
Анализ личностных особенностей лица, совершившего преступление, необходим для ответа на вопросы: каким образом и почему совершено деяние данной личностью? какую ответственность должен нести конкретный преступник? какой должна быть система мер по его ресоциализации? каковы меры предупреждения формирования личности преступника?
Характеризовать личность преступника - значит, исследовать и определить типологические криминогенно значимые качества индивида[2].
Личность преступника - совокупность типологических качеств индивида, обусловивших совершенное им преступное деяние.
В типологии личностей преступников следует различать три градации:
1) общий тип преступника;
2) личность преступника определенной категории;
3) личность преступника определенного вида. Эти градации соотносятся между собой как общее, особенное и единичное.
Поскольку социальным ядром личности являются ее направленность, система жизненных отношений, мотивационно-ценностная ориентация, то это ядро и должно определять тип преступника.
В основе криминально-психологической классификации личности преступников лежат доминирующие позиции личности, ее побуждения, мотивы, устойчивые цели и способы совершения преступления, мера десоциализированности личности, характер ее антисоциальной направленности.
Личность преступника характеризуется совокупностью следующих признаков:
1) видом совершенного преступления - объектом преступного посягательства, тяжестью и характером преступных последствий: совершением преступления впервые, "случайно", повторно, систематически или рецидивистом;
2) формой вины, мотивом и целью преступления;
3) способом совершения преступления как показателем интенсивности антисоциальной направленности преступника;
4) ситуацией и поводом совершения преступления;
5) наличием отягчающих и смягчающих ответственность обстоятельств;
6) отношением преступника к совершенному деянию - поведением преступника после совершения преступления (явка с повинной, уклонение от следствия и суда, оговор невиновных, помощь или противодействие следствию, поведение во время отбывания наказания).
Совокупность указанных признаков характеризует меру десоциализированности личности преступника. Основа типологии преступников - степень их десоциализированности, мера социально-ценностной поведенческой дезадаптации.
По степени социальной дезадаптации мы различаем два типа личности преступника:
1. Антисоциальный тип - лица, неоднократно совершавшие преступления на базе устойчивой антисоциальной направленности, - тип "злостного" преступника.
2. Асоциальный тип - лица, впервые совершившие преступление на основе общей асоциальной направленности, - несоциализированный, "менее злостный" тип преступника.
По психорегуляционному основанию мы выделяем тип личности преступника, характеризующийся дефектами психической саморегуляции, - лица, совершившие преступление впервые и в результате случайного стечения обстоятельств; совершенное преступление противоречит общему типу поведения данной личности, случайно для нее, связано с отдельными дефектами психической саморегуляции. Это лица, не сумевшие противостоять криминогенной ситуации; их личностной особенностью являются низкий уровень самоконтроля, ситуативная обусловленность поведения.
Этот тип преступников с дефектами саморегуляции подразделяется нами на четыре разновидности:
а) лица, допускающие преступную халатность, бездействие;
б) лица, совершающие преступления в результате чрезвычайной самонадеянности;
в) лица, совершающие преступления в результате сильного душевного волнения и в ответ на неправомерные действия других лиц;
г) лица, совершающие преступления в силу повышенной ситуативной дезадаптации.
По содержанию ценностно-ориентационной направленности личности мы выделяем следующие группы преступников:
1. Преступники с антисоциальной корыстной направленностью.
Об агрессии во время
спора
Рассматривая проблемы споров и критики, нельзя не остановиться хотя бы немного на проблеме агрессии и стресса у участников этой далеко не всегда приятной ситуации. Нередко можно наблюдать за тем, что у людей, вступивших на тропу конфликта, происходят изменения в поведении и даже во внешних признаках. Довольно даже мимолетного взгляда, ч ...
Социальный интерес
Еще одна концепция, имеющая решающее значение в индивидуальной психологии Адлера — это социальный интерес. Концепция социального интереса отражает стойкое убеждение Адлера в том, что мы, люди, являемся социальными созданиями, и если мы хотим глубже понять себя, то должны рассматривать наши отношения с другими людьми и, еще более широко, ...
Нравственная готовность к школьному обучению
Нравственное формирование школьника тесно связано с изменением характера, его взаимоотношений со взрослыми и рождением у них на этой основе нравственных представлений и чувств, названным Л.С. Выготским внутренними этическими инстанциями. Д.Б. Эльконин связывает возникновение этических инстанций с изменением отношений между взрослыми и д ...