Личность и типология
преступниковСтраница 1
Анализ личностных особенностей лица, совершившего преступление, необходим для ответа на вопросы: каким образом и почему совершено деяние данной личностью? какую ответственность должен нести конкретный преступник? какой должна быть система мер по его ресоциализации? каковы меры предупреждения формирования личности преступника?
Характеризовать личность преступника - значит, исследовать и определить типологические криминогенно значимые качества индивида[2].
Личность преступника - совокупность типологических качеств индивида, обусловивших совершенное им преступное деяние.
В типологии личностей преступников следует различать три градации:
1) общий тип преступника;
2) личность преступника определенной категории;
3) личность преступника определенного вида. Эти градации соотносятся между собой как общее, особенное и единичное.
Поскольку социальным ядром личности являются ее направленность, система жизненных отношений, мотивационно-ценностная ориентация, то это ядро и должно определять тип преступника.
В основе криминально-психологической классификации личности преступников лежат доминирующие позиции личности, ее побуждения, мотивы, устойчивые цели и способы совершения преступления, мера десоциализированности личности, характер ее антисоциальной направленности.
Личность преступника характеризуется совокупностью следующих признаков:
1) видом совершенного преступления - объектом преступного посягательства, тяжестью и характером преступных последствий: совершением преступления впервые, "случайно", повторно, систематически или рецидивистом;
2) формой вины, мотивом и целью преступления;
3) способом совершения преступления как показателем интенсивности антисоциальной направленности преступника;
4) ситуацией и поводом совершения преступления;
5) наличием отягчающих и смягчающих ответственность обстоятельств;
6) отношением преступника к совершенному деянию - поведением преступника после совершения преступления (явка с повинной, уклонение от следствия и суда, оговор невиновных, помощь или противодействие следствию, поведение во время отбывания наказания).
Совокупность указанных признаков характеризует меру десоциализированности личности преступника. Основа типологии преступников - степень их десоциализированности, мера социально-ценностной поведенческой дезадаптации.
По степени социальной дезадаптации мы различаем два типа личности преступника:
1. Антисоциальный тип - лица, неоднократно совершавшие преступления на базе устойчивой антисоциальной направленности, - тип "злостного" преступника.
2. Асоциальный тип - лица, впервые совершившие преступление на основе общей асоциальной направленности, - несоциализированный, "менее злостный" тип преступника.
По психорегуляционному основанию мы выделяем тип личности преступника, характеризующийся дефектами психической саморегуляции, - лица, совершившие преступление впервые и в результате случайного стечения обстоятельств; совершенное преступление противоречит общему типу поведения данной личности, случайно для нее, связано с отдельными дефектами психической саморегуляции. Это лица, не сумевшие противостоять криминогенной ситуации; их личностной особенностью являются низкий уровень самоконтроля, ситуативная обусловленность поведения.
Этот тип преступников с дефектами саморегуляции подразделяется нами на четыре разновидности:
а) лица, допускающие преступную халатность, бездействие;
б) лица, совершающие преступления в результате чрезвычайной самонадеянности;
в) лица, совершающие преступления в результате сильного душевного волнения и в ответ на неправомерные действия других лиц;
г) лица, совершающие преступления в силу повышенной ситуативной дезадаптации.
По содержанию ценностно-ориентационной направленности личности мы выделяем следующие группы преступников:
1. Преступники с антисоциальной корыстной направленностью.
Марушка.
Было это давным-давно. В темном-темном лесу, на темном-темном дереве жила-была Марушка. Жила и горя не знала. И вот однажды решила она мир повидать и выбралась из леса родного и к людям попала. А те, кто ее увидел, то счастье получал. И стали люди за Марушкой гоняться, счастья отведать. А, отдавая свое счастье, стала Марушка слабеть с к ...
Понятие агрессивности и агрессии, основные теоретические подходы
В психологии термин «агрессия» трактуется по-разному. Многие авторы исследования агрессивности предпочитают ей давать негативную оценку. Но также существует и точка зрения на агрессию с позитивной стороны.
Выделим основные определения агрессии в соответствии с основными психологическими теориями и концепциями агрессии и агрессивного по ...
2-й этап. Внимание к другому
Целью второго этапа является формирование способности видеть сверстника, обращать на него внимание и уподобляться ему
. Многие дети настолько сосредоточены на себе и своем Я
, что другие дети становятся лишь фоном их собственной жизни: их интересует не столько сверстник сам по себе, сколько его отношение к ним. Задача данного этапа — от ...