Теоретические и эмпирические источники социальной психологии
Страница 1

Материалы по психологии » История становления и развития социальной психологии » Теоретические и эмпирические источники социальной психологии

В истории социальной психологии можно выделить 3 периода:

1)период накопления знаний в сферах философии и общей психологии (6в.до н.э.-до 19в.);

2)период выделения описательной социальной психологии из философии в самостоятельную область знания (50-60е г.19в.-20е г.20в.)

3)период оформления социальной психологии в экспериментальную науку (20е г. 20в.) и её современного развития.

По такой периодизации трудно судить о том, как возникло и накоплялось социально-психологическое знание, каковы его исторические предпосылки. Вместе с тем большинство исследователей исторического развития социальной психологии справляются с этими трудностями. Так, немецкие социальные психологи Г.Гибш и М.Форверг в книге “Введение в марксистскую социальную психологию” в качестве источников социальной психологии называли следующие:

· Теорию психологии народов (развиваемую преимущественно в Германии);

· Теорию психологии масс (развиваемую в романских странах-Италии,Франции);

· Различные теории о социальных инстинктах (сформулированные в Англии и США в нач.20в.);

Г.М. Андреева отмечает, что социальная психология изначально скуществовала в лоне философии, а после выделения из философии психологии и социологии произошел новый синтез, что дало непосредственную жизнь социальной психологии.

Б.Д. Парыгин рассматривая историю возникновения социально-психологической теории, выделяет

1. эмпирические предпосылки социальной психологии, к которым относит:

· стихийно сложившийся опыт использования законов общественной психологии для достижения определенных практических результатов;

· ораторское искусство Древней Греции, сформировавшее приемы и технику управления вниманием, эмоционально-психологическим состоянием больших и малых групп;

· опыт использования средств искусства в обыденной и праздничной жизни для формирования социально приемлемых установок и ценностных ориентаций;

· опыт действ жрецов, шаманов, ведунов, в которых отрабатывались приемы суггестивного воздействия на аудиторию;

· культурно-психологические традиции чань-буддизма, сформировавшие приемы психотехники, психотренинга, психорегуляции;

На этом основании можно сделать вывод, что возникновение социальной психологии есть результат не только стихийного, а то и неосознанного опыта людей, но и сознательной духовно-практической их деятельности;

2. философские истоки и предпосылки социально-психологической теории:

· идеи Платона (который, по мнению американского социального психолога Г. Олпорта, как раз и был родоначальником социальной психологии) об иррациональности поведения масс, присущем демократии (эти идеи легли в основу теории массовых социальных движений);

· идеи Аристотеля об общественных инстинктах, интегрирующих социум;

· социально-психологические объяснения процессов общественно-политической жизни, содержащиеся, а работах Аристотеля, Гоббса, Спинозы, Локка, Руссо;

· концепция социальной детерминации развития личности, развитая в работах Гельвеция;

· философско-антропологическое объяснение роли и сущности социально-психологического общения как единственного способа проявления человеческой сущности, данное Фейербахом;

· теория исторического развития, развернутая в работах Гегеля;

· научный анализ социально-психологических явлений (социальных настроений, общественного мнения, нравов, обычаев и т.д.), данный в трудах русских философов- В.Г. Белинского, А.И. Герцена, Н.Г. Чернышевского, Д.И. Писарева;

· социально-психологический анализ положения русского крестьянства, содержащийся в работах социолога Н.К. Михайловского;

А также другие философские идеи, теории, концепции.

3. предпосылки социально-психологической теории в системе наук о человеке.[1]

Э. Холландер выделил 3 основные стадии в эволюции социальной психологии, взяв за основание преобладание на стадии определенных методологических принципов.

Стадия социальной философии(6в.до н.э.-до 19в.) в течение которой мыслители и ученые обычно стремились строить глобальные теории, которые включали в себя суждения о человеке и его душе, об обществе и его социальном и политическом устройстве и о мироздании в целом.

Социально-психологические воззрения от античных времен до конца Средневековья можно объединить в большую группу концепций, которые Г.Олпорт назвал простыми теориями с“суверенным фактором”Для них характерна тенденция найти простое объяснение сложным проявлениям человеческой психики, выделив при этом какой-то главный, определяющий, суверенный фактор. Здесь следует выделить ряд теорий, уверенным фактором в которых было избрано стремление человека получать как можно больше удовольствия (счастья) и избежать боли(гедонизм).

Страницы: 1 2


Проблемы социализации подростков с акцентуированными характерами. Классификация акцентуаций характера у подростков
В 1964 году К. Леонгард дал развернутые описания 4 типов акцентуаций характера и 6 типов акцентуаций темперамента. На основе этих описаний Шмишек в 1970 году разработал личностный опросник, предназначенный для диагностики 10 акцентуаций у взрослых людей. Попытку творческого развития концепции К. Леонгарда предпринял отечественный психиа ...

Эмпирическое исследование взаимосвязи социально-психологической адаптации и личностной тревожности подростков. Характеристика испытуемых.
В данном исследовании принимали участие, в качестве испытуемых 32 подростка 12-13 лет, учащиеся 7-х классов обще-образовательной школы № 55 г. Самары. Это ученики двух параллельных классов. Среди которых 17 мальчиков и 15 девочек. В большинстве, за исключением трех, обучались с первого класса вместе. Большинство из них живут в одном рай ...

Психология и экономика.
Психология тесно связана с эт, в частнос-ти с ме­неджментом. Теория менеджмента осно­вана на пси­хологич. Теориях. Осн задача ме­неджера – мо­тивация, формиро­вание коллек­тива, стиль и приня­тие ре­шений, переговор­ный процесс, подбор кад­ров. Маркетинг – теория поведения потребителей, основанная на психо­логии: сигментирование рынка, ...