Теоретические и эмпирические источники социальной психологииСтраница 1
В истории социальной психологии можно выделить 3 периода:
1)период накопления знаний в сферах философии и общей психологии (6в.до н.э.-до 19в.);
2)период выделения описательной социальной психологии из философии в самостоятельную область знания (50-60е г.19в.-20е г.20в.)
3)период оформления социальной психологии в экспериментальную науку (20е г. 20в.) и её современного развития.
По такой периодизации трудно судить о том, как возникло и накоплялось социально-психологическое знание, каковы его исторические предпосылки. Вместе с тем большинство исследователей исторического развития социальной психологии справляются с этими трудностями. Так, немецкие социальные психологи Г.Гибш и М.Форверг в книге “Введение в марксистскую социальную психологию” в качестве источников социальной психологии называли следующие:
· Теорию психологии народов (развиваемую преимущественно в Германии);
· Теорию психологии масс (развиваемую в романских странах-Италии,Франции);
· Различные теории о социальных инстинктах (сформулированные в Англии и США в нач.20в.);
Г.М. Андреева отмечает, что социальная психология изначально скуществовала в лоне философии, а после выделения из философии психологии и социологии произошел новый синтез, что дало непосредственную жизнь социальной психологии.
Б.Д. Парыгин рассматривая историю возникновения социально-психологической теории, выделяет
1. эмпирические предпосылки социальной психологии, к которым относит:
· стихийно сложившийся опыт использования законов общественной психологии для достижения определенных практических результатов;
· ораторское искусство Древней Греции, сформировавшее приемы и технику управления вниманием, эмоционально-психологическим состоянием больших и малых групп;
· опыт использования средств искусства в обыденной и праздничной жизни для формирования социально приемлемых установок и ценностных ориентаций;
· опыт действ жрецов, шаманов, ведунов, в которых отрабатывались приемы суггестивного воздействия на аудиторию;
· культурно-психологические традиции чань-буддизма, сформировавшие приемы психотехники, психотренинга, психорегуляции;
На этом основании можно сделать вывод, что возникновение социальной психологии есть результат не только стихийного, а то и неосознанного опыта людей, но и сознательной духовно-практической их деятельности;
2. философские истоки и предпосылки социально-психологической теории:
· идеи Платона (который, по мнению американского социального психолога Г. Олпорта, как раз и был родоначальником социальной психологии) об иррациональности поведения масс, присущем демократии (эти идеи легли в основу теории массовых социальных движений);
· идеи Аристотеля об общественных инстинктах, интегрирующих социум;
· социально-психологические объяснения процессов общественно-политической жизни, содержащиеся, а работах Аристотеля, Гоббса, Спинозы, Локка, Руссо;
· концепция социальной детерминации развития личности, развитая в работах Гельвеция;
· философско-антропологическое объяснение роли и сущности социально-психологического общения как единственного способа проявления человеческой сущности, данное Фейербахом;
· теория исторического развития, развернутая в работах Гегеля;
· научный анализ социально-психологических явлений (социальных настроений, общественного мнения, нравов, обычаев и т.д.), данный в трудах русских философов- В.Г. Белинского, А.И. Герцена, Н.Г. Чернышевского, Д.И. Писарева;
· социально-психологический анализ положения русского крестьянства, содержащийся в работах социолога Н.К. Михайловского;
А также другие философские идеи, теории, концепции.
3. предпосылки социально-психологической теории в системе наук о человеке.[1]
Э. Холландер выделил 3 основные стадии в эволюции социальной психологии, взяв за основание преобладание на стадии определенных методологических принципов.
Стадия социальной философии(6в.до н.э.-до 19в.) в течение которой мыслители и ученые обычно стремились строить глобальные теории, которые включали в себя суждения о человеке и его душе, об обществе и его социальном и политическом устройстве и о мироздании в целом.
Социально-психологические воззрения от античных времен до конца Средневековья можно объединить в большую группу концепций, которые Г.Олпорт назвал простыми теориями с“суверенным фактором”Для них характерна тенденция найти простое объяснение сложным проявлениям человеческой психики, выделив при этом какой-то главный, определяющий, суверенный фактор. Здесь следует выделить ряд теорий, уверенным фактором в которых было избрано стремление человека получать как можно больше удовольствия (счастья) и избежать боли(гедонизм).
Виды тревожных расстройств в детском возрасте
В данной главе рассмотрим виды тревожных расстройств у детей с точки зрения двух классификаций: Международной классификаций болезней МКБ-10, которой руководствуются и у нас в России, и Диагностического и статистического руководства по психическим расстройствам Американской Ассоциации Психиатров DSM-IV.
Международная классификация бо ...
О параметрических и непараметрических методах статистики
Приступая к статистической обработке своих исследований, психолог должен решить, какие методы ему более подходят по особенностям его материала — параметрические или непараметрические. Различие между ними легко понять.
Ранее уже говорилось об измерении двигательной скорости детей-шестиклассников.
Как обработать эти данные?
Нужно за ...
Приложения
Приложение А
Диагностика по математике в подготовительной к школе группе
1. Умение продолжать заданную закономерность, найти нарушение закономерности
2. Умение сравнивать числа в пределах 10 с помощью наглядного материала и устанавливать, на сколько одно число больше или меньше другого
3. Умение использовать для записи сравнения зна ...