Понятие, виды и функции общения
Страница 2

Психология общения » Понятие, виды и функции общения

Человек с жизненным опытом при общении следит за своими словами, контролирует выражение лица и только самые искушенные в вопросах общения люди контролируют свою позу, свои жесты.Невербальное поведение человека неразрывно связано с его психическими состояниями и служит средством их выражения. На основе невербального поведения раскрывается внутренний мир личности, осуществляется формирование психического содержания общения и совместной деятельности. Люди довольно быстро научаются приспосабливать свое вербальное поведение к изменяющимся обстоятельствам, но язык тела оказывается менее пластичным и нуждается в постоянном контроле.

В социально-психологических исследованиях разработаны различные классификации невербальных средств общения, к которым относят все движения тела, интонационные характеристики голоса, тактильное воздействие, пространственную организацию общения.

Основные невербальные средства общения.

Невербальные средства общения нужны для того, чтобы:

регулировать течение процесса общения, создавать психологический контакт между партнерами;

обогащать значения, передаваемые словами, направлять истолкование словесного текста;

выражать эмоции и отражать истолкование ситуации.

Невербальные средства общения делятся на:

Визуальные средства общения — это:

кинесика — движение рук, ног, головы, туловища;

направление взгляда и визуальный контакт;

выражение глаз;

выражение лица;

поза (в частности, локализация, смены поз относительно словесного текста);

кожные реакции (покраснение);

дистанция (расстояние до собеседника, персональное пространство);

вспомогательные средства общения, в том числе особенности телосложения (половые, возрастные) и средства их преобразования (одежда, косметика, очки.).

Акустические (звуковые) средства общения — это:

паралингвистические, то есть связанные с речью (интонация, громкость, тембр, тон);

экстралингвистические, то есть не связанные с речью (смех, плач, кашель, вздохи.).

3. Тактильно-кинестизические средства общения — это:

физическое воздействие (ведение слепого за руку, контактный танец и др.);

такесика (пожатие руки, хлопанье по плечу).

4. Ольфакторные средства общения — это;

приятные и неприятные запахи окружающей среды;

естественный и искусственный запахи человека.

Наиболее значимы кинесические средства – зрительно воспринимаемые движения другого человека, выполняющие выразительно-регулятивную функцию в общении. К кинесике относятся выразительные движения, проявляющиеся в мимике, позе, жесте, взгляде, походке.

Особая роль в передаче информации отводится мимике – движениям мышц лица, которую недаром называют зеркалом души. Главной характеристикой мимики является ее целостность и динамичность. Это означает, что в мимическом выражении шести основных эмоциональных состояний (гнева, радости, страха, страдания, удивления и отвращения) все движения мышц лица скоординированы.

Хотя лицо, по общему мнению, является главным источником информации о психологических состояниях человека, оно во многих ситуациях гораздо менее информативно, чем его тело. Связано это с тем, что мимические выражения лица сознательно контролируются во много раз лучше, чем его тело. В общении важно знать, какую информацию можно получить, если перенести фокус наблюдения с лица человека на его тело и его движения, так как жесты, позы, стиль экспрессивного поведения содержат очень много информации.[3]

Поза – это положение человеческого тела, типичное для данной культуры, элементарная единица пространственного поведения человека. Поза наглядно показывает, как данный человек воспринимает свой статус по отношению к статусу других присутствующих лиц.

Показано, что «закрытые» позы (когда человек как-то пытается закрыть переднюю часть тела), «наполеоновская» поза стоя (руки, скрещенные на груди) и сидя (обе руки упираются в подбородок) воспринимаются как позы недоверия, несогласия, критики. «Открытые» же позы (стоя – руки раскрыты ладонями вверх, сидя – руки раскинуты, ноги вытянуты) воспринимаются как позы доверия, согласия, доброжелательности, психологического комфорта.

Так же легко, как и поза, может быть понято и значение жестов, тех разнообразных движений руками и головой, смысл которых понятен для обеих общающихся сторон. В чем особенности языка жестов? Во-первых, женщины понимают его лучше, чем мужчины. Во-вторых, язык жестов понимается на одну, две десятые секунды быстрее, чем язык слов. В-третьих, на долю этого языка приходится до 60% информации, передаваемой при общении. Важно помнить, что поднятая голова и опущенные плечи означают интерес, настрой на успех и контроль над ситуацией, тогда как опущенная голова и поднятые плечи – признак замкнутости, страха, неуверенности в себе. Голова набок – это любопытство и т.д.

Страницы: 1 2 3 4 5


Вступление
Запросы современной психологической практики потребовали участия психологов не только в школьном образовании, но и в дошкольном детстве. Остро стала необходимость создание диагностических методик для дошкольного возраста, так как большинство существующих на сегодняшний день методик, ориентированы на школьный возраст. Целью диагностичес ...

Госпитализация как психотравмирующий фактор
Во время госпитализации ребёнок отрывается от привычной обстановки и близких людей, а, кроме того, он становится объектом болезненных манипуляций и процедур, его ограничивают в движениях и общении. Существенным фактором является то, что в стационар поступает соматический больной, т.е. ребёнок, имеющий меньше резервов для приспособления, ...

Планирование развития эмпатии у учащихся среднего звена для улучшения процесса социализации
Руководствуясь проведенным исследование и полученный интерпретацией данных можно предложить свою методику планирования развития эмпатии у учеников данного класса. Для начала необходимо разработать программу индивидуального подхода к учащимся. В зависимости от их темперамента, показателей эмпатии и социальной адаптации разделять их на т ...