Общение как возможность coвместной деятельности
Страница 1

Межличностные отношения » Общение как возможность coвместной деятельности

В современной психологии общение часто рассматривается как синоним понятия взаимодействие, которое используется для характеристики всего многообразия природных и социальных явлении. Согласно словарю С.И. Ожегова, взаимодействие - это взаимная (т.е. обоюдная, касающаяся обеих сторон) связь двух явлений[11]. В философском словаре взаимодействие трактуется как “процесс взаимного влияния”, “всякая связь и отношение между материальными объектами и явлениями”[12].

Взаимодействие определяется как “процесс непосредственного или опосредованного воздействия субъектов друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность”[13]. По выражению В.А. Петровского, “в процессе осуществления деятельности человек объективно вступает в определенную систему взаимосвязей с другими людьми”[14]. Таким образом, содержанием любого взаимодействия является связь, обмен (действиями, предметами, информацией и т.д.) и взаимное влияние.

Межличностное взаимодействие - это реально функционирующая связь субъектов, обладающих сознанием и целенаправленной активностью, которая характеризуется их взаимной зависимостью. Понятие “межличностное взаимодействие” объединяет такие частные понятия, как “взаимопонимание”, “взаимопомощь” (“взаимное содействие”), “сопереживание”, “взаимное влияние”. Эти составляющие имеют свою противоположность: “взаимное непонимание”, “противодействие” или “отсутствие действия”, “отсутствие сопереживания, сочувствия, взаимного влияния”.

В чем же сущность понятия общения в контексте взаимодействия?

Общение - это процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый их потребностями в совместной деятельности. Общение включает в себя:

обмен информацией между субъектами деятельности, сотрудниками в группах и организациях, а также между группами;

выработку совместной стратегии деятельности, в которую включены субъекты общения;

восприятие и понимание людьми друг друга в процессе решения совместных задач.

Иногда проявляется тенденция к отождествлению понятий “общение”, “социальные отношения”, “межличностные отношения”. Однако эти понятия, будучи взаимосвязанными, не являются тождественными, поскольку имеют свою специфику. Понятие общения имеет более широкий смысл. Общение объективно порождается совместной жизнедеятельностью людей в системах их внешних отношений с социальной средой и внутри групповых межличностных отношении. Социальные отношения - безличностные - проявляются в общении люден не как личностей, а как представителей социальных классов (отношения работодателя и работника), экономических структур (продавец и покупатель товара), иерархических формальных организаций (областные и районные отделы образования) и т. п. Межличностные отношения строятся на основе деловых и эмоциональных оценок, а также предпочтений людьми друг друга.

Таким образом, отношения между людьми, как безличностные, так и межличностные, всегда оплетены в общение и могут быть реализованы только в нем. Вне общения немыслимо человеческое общество. Общение выступает в нем как способ объединения индивидов и вместе с тем как способ их развития в личностном и профессиональном планах. Отсюда вытекает существование общения и как реальности общественных отношении, и как реальности отношений межличностных. Общение с необходимостью осуществляется при самых разнообразных человеческих отношениях, т.е. имеет место как при положительных, так и при отрицательных социальных и межличностных отношениях.

Страницы: 1 2


Методы исследования. Сценарный вопросник, как метод исследования жизненного сценария человека
В первом разделе данной главе будет рассмотрен сценарный вопросник Э.Берна, позволяющий определить жизненный сценарий человека. Чтобы ясно понять сценарий, необходимо понять каждый его аспект, историю каждого аспекта и его взаимоотношения с другими аспектами. Удобнее это сделать, располагая вопросы в хронологическом порядке. По каждой ...

Этапы проведения исследования
1) Определение типа корпоративной культуры в различных подразделениях организации и степени согласованности имеющегося в подразделениях организации и предпочитаемого работниками типа корпоративной культуры с помощью методики «Оценка организационной культуры» (Камерон К., Куинн Р.) и дополнительного вопроса из анкеты «Исследование удовле ...

Тип личности и профессиональная ориен­тация.
ESTJ, ESTP, ISTJ, ISTP – практики. Будучи логиками (Т), они ориентированы на объек­тивные законы, а сенсорика (S) проявляется в том, что они восприни­мают мир конкретно; реалисты, практичные люди. Их деят-ть наи­лучшим образом проявляется в областях, где св-ва S и T востребованы: сфера пр-ва, ар­мия, си­ловые структуры, спорт. ESFJ, ESF ...