Заключение
Страница 2

Мы можем также различать нормы по степени их принятия: некоторые нормы одобряются почти всеми людьми, тогда как другие находят поддержку лишь у незначительного меньшинства. Поэтому если поздравлять друг друга с Новым годом принято во всем мире, то поздравлять с Днем учителя или Днем железнодорожника будут лишь тех, кто имеет отношение к этим профессиям.

Нормы различаются по степени и широте допускаемых ими отклонений, а также тех наказаний, которые предполагаются за их нарушение. Ни один водитель не поедет на красный свет, так как это может привести к аварии; милиционер зорко следит за выполнением правил дорожного движения и сурово штрафует нарушителей. А, скажем, такие нормы поведения, как правила вежливости, знают даже не все взрослые, но это никак не мешает им жить, если не считать замечаний, которые могут сделать в их адрес более культурные и образованные люди.

Таким образом, мы смогли убедиться, что норма поведения - это очень широкое понятие. Оно включает в себя и обычаи, и нравственные нормы, и законы - все то, что позволяет людям регулировать взаимоотношения друг с другом и тем самым облегчать свою жизнь.

Обычаи вырабатывались в ходе развития того или иного народа и позволяли ему лучше, удобнее приспособиться к окружающей среде. Например, есть можно один, два, три или более раз в день, делать это можно стоя, сидя на стуле, подушке, по-турецки, лежа, неподвижно или на ходу; есть можно всем вместе или порознь; можно брать пишу руками, палочками для еды, вилкой; начинать с борща, с зелени, с воды и т. д. Можно насчитать тысячи правил поведения. Всякий раз из множества вариантов поведения выбираются самые удобные. Они постепенно закрепляются и становятся способами жизни народа. Кивок знакомому, еда с ложки, почтительное отношение к старшим, чай на завтрак - все это обычаи.

Каждое новое поколение людей получает эти общественные нормы в готовом виде. Ребенок окружен многими обычаями: взрослые учат его, как правильно есть, одеваться, здороваться. Поскольку он постоянно наблюдает выполнение этих правил, они становятся для него единственно верными. Ребенок относится к ним как к само собой разумеющимся явлениям. Когда мы, например, протягиваем правую руку при приветствии, никто не вспоминает о том, что этот жест ранее означал отсутствие в руке оружия. Встречая иностранцев, мы нередко считаем их обычаи непрактичными, причудливыми. Точкой отсчета при этом выступает наш собственный опыт. Так, люди, живущие в средней полосе, считают, что южане излишне расточительны и гостеприимны, а те, кто живет севернее, слишком сдержаны и скупы. Естественно, это не может не отразиться на взаимодействии людей. Если один из общающихся придерживается обычая, а другой его нарушает, то общение нельзя назвать равным.

Некоторые наиболее важные для жизнедеятельности общества обычаи приобретают характер нравственных норм. Так, если мы не имеем носового платка, то это небольшая беда. Но если чьи-то действия ведут к унижению другого человека, к разрушению благосостояния, здоровья, то общество стремится защитить своих членов. Оно вырабатывает требования, жестко предписывающие, что можно делать, а что - нет. Однако, опять-таки, в разных культурах будут разные нормы. Поэтому, например, в общении с индийцем вполне может возникнуть конфликт по поводу отношения к корове: для него это священное животное, а для многих из нас просто источник мяса и молока. Есть и общекультурные нравственные нормы: “не укради”, “не убей” и др.

[1] Библер В.С. От наукоучения – у логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век. – М.: 1991. – C. 111-112.

[2] Потебия А.А. Мысль и язык. – Киев, 1993. – С. 10.

[3] Там же. – С. 8, 36.

[4] Цит. по: Потебня А.А. Мысль и язык. – С. 8.

[5] Потебня А.А. Мысль и язык. – С. 11.

[6] Опыты Русской грамматики. – 1860. – Ч. 1 – Вып. 1. – С. 3.

[7] Потебня А.А. Мысль и язык. – С. 12.

[8] Там же.

[9] Цит. по: Потебня А.А. Мысль и язык. – С. 26.

[10] Там же. – С. 27.

[11] См.: Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М., 1988.

[12] Философский словарь. – М., 1975.

[13] Психологический словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М., 1990.

[14] Петровский В.А. психология надситуативной активности. – М., 1992. – С. 58.

[15]Филонов Л.Б. Психологические способы выявления скрываемого обстоятельства. – М., 1997.

Страницы: 1 2 


Тип личности и формирование команды,.
Для решения проблем рук-ва с т зр социоти­ки рук-во д/представлять собой двойствен­ную структуру. Эта структура хорошо рабо­тает в странах Запада, где про­цессом руково­дит специалист, а обеспечиванием дела - ме­неджер. с т зр социотики, такая структура опти­мальна при отношениях дуальности, ак­тивации, полу­дуальности, соц заказа, дело ...

Понятие мотивов и средств общения у детей старшего дошкольного возраста со сверстниками
Мотивы – побудительные силы деятельности и поведение субъекта. В понимании их природы в психологии нет единого взгляда. Исходное понятие предложено А.Н. Леонтьевым. Оно вытекает из разработанной им концепции психики как деятельности. Последняя – отправной пункт нашего понимания природы общения как коммуникативной деятельности. Понятие м ...

Новообразования периода раннего детства
Новообразования характеризуют сущность каждого возраста. Под возрастными новообразованиями следует понимать тот новый тип строения личности и ее деятельности, те психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной возрастной ступени и которые в самом главном и основном определяют сознание ребенка, его отношение к сре ...