Метод опроса
Страница 3

Опросники-анкеты – группа опросников, предназначенных для получения какой-либо информации, не имеющей непосредственного отношения к личностным особенностям обследуемого. Разновидностью данного вида являются биографические опросники, предназначенные для получения данных об истории жизни человека (наиболее типичные вопросы относятся к уровню и характеру образования, специальным навыкам и другим относительно объективным показателям).

Одна из наиболее распространенных форм опроса - анкетирование. Анкета - это структурно организованный набор вопросов, каждый из которых логически связан с центральной задачей исследования. Известно несколько типов анкет:

- анкеты, основанные на самооценке опрашиваемыми своих свойств и качеств;

- анкеты, вопросы которых направлены на оценку опрашиваемыми своих действий в конкретных жизненных ситуациях;

- анкеты, в которых предлагается дать оценку, высказать свое отношение к другим людям или каким-либо событиям, полученные в ходе анкетирования данные могут быть статистически обработаны.

Правила составления вопросов:

w Каждый вопрос должен быть логичным и отдельным и совмещать отдельные подвопросы.

w Запрещено употребление малораспространённых, малопонятных слов и специальных терминов.

w Вопросы должны быть краткими.

w При необходимости вопрос может сопровождаться пояснением, но сама формулировка должна оставаться лаконичной.

w Вопросы должны быть конкретными, а не абстрактными.

w Вопросы не должны содержать подсказку. Если в нём упомянуты возможные варианты ответов, то их список следует дать полным.

w Формулировка вопроса должна предотвратить получение шаблонных ответов.

w Вопрос не должен принуждать респондентов к неприемлемым для них ответам.

w Язык вопросов не должен вызывать отвращение (к примеру, быть слишком экспрессивным).

w Недопустимы вопросы суггестивного (внушающего) характера.

Сбор первичной информации путем опросов стал практиковаться среди представителей общественных наук — социологов, этнографов, психологов и т. д. — еще в прошлом веке. Тогда же при переписях населения и различных статистических обследованиях начали применяться массовые опросы, охватывавшие сотни и тысячи людей. Большое значение опросам при изучении закономерностей общественной жизни придавали К. Маркс, Ф. Энгельс и В. И. Ленин, которые нередко прибегали к данным, полученным путем опросов.

Все разнообразие методов опроса, применяемых в социально-психологических исследованиях, можно свести к двум основным типам:

1) опрос "лицом к лицу" — интервью, проводимое специалистом-интервьюером по определенному плану;

2) заочный опрос — анкеты, предназначенные для самостоятельного заполнения и распространяемые исследователями по почте, через массовую печать, с помощью специальных людей-анкетеров и т. п.

Одним из первых использовал анкету в психологическом исследовании Ф. Гальтон с целью изучения происхождения умственных качеств и условий развития ученых. На вопросы его подробной анкеты ответили 100 крупнейших английских ученых. Полученные данные были проанализированы и изложены род Гальтоном в монографии "Английские люди науки: их природа и воспитание" (1874). Пионерами применения анкетного метода в психологии являлись также А. Бине во Франции и С. Холл в США, основные работы которых относятся к концу XIX — началу XX века. А. Бине прибегал к анкетированию для исследования интеллекта детей, а С. Холл — для изучения психологических особенностей детского и юношеского возраста. В это же время анкетный опрос как метод психологических педагогических исследований начинает применяться и в России.

Устный опрос является методом, традиционным для психологических исследований, и издавна используется психологами различных научных школ и направлений. Во всяком случае, даже исследователи, старающиеся базировать свои выводы на экспериментальных данных, порой вынуждены в той или иной мере прибегать к получению дополнительной информации слов испытуемых.

Страницы: 1 2 3 4


Развитие психологической мысли в XVII веке и в эпоху Просвещения (XVIII век)
С утверждением простых технических устройств в общественном производстве принцип их действия всё больше привлекал научную мысль, для объяснения по их образу и подобию функций организма. Первым большим достижением в этом аспекте стало открытие Гарвеем системы кровообращения, в которой сердце представлялось своего рода помпой, перекачиваю ...

Рекомендация к преодолению трудностей говорения
Основной рекомендацией может быть проведение уроков в виде игровых ситуаций, где бы ученики, выполняя разные социальные функции, пользовались и диалогом (напр. В магазине: продавец и покупатель), и монологом (напр. У работодателя – рассказ о себе). Но нужно учесть, что холерики и сангвиники, как правило, говорят с удовольствием, могут о ...

Соционика как наука.
Соционика—это наука, заним-ся изучением способов обмена инфой между людьми. По мнению учёных, со­ционика м/не только опи­сывать, но и прогнозировать поведение чел, а знание её законов позволит понять суть соц-эк межгос и межличностных отн-ий. Знание законов соционики м/оказаться полезным при реше­нии сугубо практич задач, формир устойчи ...