Выводы

Результаты эмпирических исследований подтвердили нашу гипотезу: самооценка старшего школьника влияет на уровень его адаптации в системе межличностных отношений.

В результате проведенного нами корреляционного анализа мы обнаружили корреляционную взаимосвязь уровня адаптации и самооценки у учащихся старших классов.

Как показал корреляционный анализ: (см. таблица №5)

1. Шкала адаптации (АД) по тесту К. Роджерса и Р. Даймонда достоверно связана со шкалами внутренней конфликтности (ВК) и самообвинением (Смбв) реципрокно, то есть можно говорить о том, что чем больше у реципиента будет выражена внутренняя конфликтность и самообвинение, тем менее адаптивной будет данная личность.

2. Выявлено, что чем более у учащихся будут выражены такие качества как необщительность, внутренняя конфликтность и самообвинение, тем сложнее будет адаптация, то есть личность будет дезадаптированна. С другой стороны, чем выше будет самоуверенность, отраженное самоотношение и самоценность, тем менее дезадаптированнее будет реципиент.

3. Корреляционный анализ показал, что чем выше у индивида будет отраженное самоотношение и самоценность, тем больше он будет ощущать собственную ценность "Я". Человек будет чувствовать себя принятым окружающими людьми, что его ценят за личностные и духовные качества, за совершаемые поступки и действия, за приверженность групповым нормам и правилам. Он проявляет общительность, эмоциональную открытость при взаимодействии с окружающими, характерна легкость установления деловых и личных контактов. Чем менее будет развито самообвинение, тем больше индивид будет принимать себя и собственное "Я".

По данным нашего исследования, на успешность адаптации в раннем юношеском возрасте в сфере межличностных отношений значимое влияние оказывает осознание себя как самостоятельной, независимой от мнения окружающих личности, адекватная самооценка и принятие собственного "Я".

Таким образом, гипотеза о том, что самооценка старшего школьника влияет на уровень его адаптации в системе межличностных отношений подтвердилась. Результаты работы могут быть интересны школьным психологам и использоваться в рамках психологического консультирования старшеклассников, педагогов, родителей.


Меланхолический темперамент.
- Слабый тип. Преобладают миндалины и ги­покамп. Из множества событий трудно выде­ляет доминирую­щие. Отсюда реагирует на широкий круг проблем сл-но нерешитель­ность, бесконечные колебания, высокая чув­ствительность, тяготеет к обороне, чувства страха, растерянности. Не м/развивать высо­кую и длит рабо­тоспособность. Ему нельзя менять р ...

Характер и темперамент
Характер нередко сравнивают с темпераментом, а в некоторых случаях и подменяют эти понятия друг другом. В науке среди господствующих взглядов на взаимоотношения характера и темперамента можно выделить четыре основных: - отождествление характера и темперамента (Э. Кречмер, А. Ружицкий); - противопоставление характера и темперамента, по ...

Действия, направленные на изменение
На четвертом этапе индивид приступает к реальным действиям, направленным на преобразование ситуации. Анализ способов поведения, которые использует индивид в процессе адаптации, не раз становился предметом исследований. Еще 3. Фрейд выделил два типа адаптивного поведения личности, поведение, направленное на преобразование среды (партнера ...