Семейные факторы тревожных состояний у детей
Страница 1

Материалы по психологии » Семейный контекст тревожных состояний у детей » Семейные факторы тревожных состояний у детей

По мнению А.Б. Холмогоровой, нельзя не согласиться с Асмусом Финзеном, что семья – важнейшее условие благополучия человека (Холмогорова А.Б., 2002).

В современном представлении семья – это целая семейная система, которая не является простой суммой ее членов. Эта система обладает способностью изменяться, если входящие в нее члены увидят смысл в необходимости перемен и будут прикладывать к этому усилия. Суть семейного подхода к семье как раз и заключается в том, что все происходящее внутри семьи рассматривается не как результат чьей-то персональной вины, а как результат сложившихся закономерностей работы семейной системы.

Холмогоровой А.Б. в работе «Научные основания и практические задачи семейной психотерапии» (2002) предложена к рассмотрению четырехаспектная модель семейной системы, в которой в качестве основных аспектов анализа выделены структура, микродинамика, макродинамики и семейная идеология.

1) Структура. Для ее анализа используют такие понятия как связь (психологическое расстояние между членами семьи), иерархия (характеризует отношения доминантности-подчинения в семье) и внешние границы.

Основные дисфункции связи – это симбиоз и разобщенность. В иерархии могут присутствовать следующие дисфункции: - узурпирование власти одним из родителей при слабой фигуре другого родителя и наличии ребенка, зависимого от сильного родителя; -«захват» власти в семье ребенком (это происходит в результате воспитания по типу кумира семьи).

Как считает А.Б. Холмогорова, «такой ребенок не получает адекватной обратной связи от семейной системы, у него не вырабатывается адекватного представления о себе, что часто ведет к серьезным личностным проблемам» (Холмогорова А.Б., 2002, № 1, стр.112).

В исследовании, проведенной Поповой Н.М. в целях определения структуры семьи при тревожности и фобиях, семьи, имеющие детей и подростков с тревожными и агрессивными тенденциями, рассматривалась с позиции групповой динамики. В результате выявились следующие закономерности.

Первый тип семьи. Семья неполная, мать воспитывает ребенка одна, является доминантной. Она полностью подчиняет его своей стратегии воспитания, придерживается преимущественно авторитарного типа воспитания, стремится к личному влиянию и власти.

Второй тип семьи. Семья представляет собой иерархизированную группу, один из членов которой постоянно стремится к личному влиянию и власти (иерархия типа звезды), Таки человеком в семье преимущественно является мать.

Третий тип семьи. Доминирование распространяется на сферы жизни и воспитания детей. Отец согласовывает свои функции воспитания с матерью. Мать преломляет эти воздействия, видоизменяет или полностью блокирует их соответственно своим чертам личности и стилю доминирования (цепная иерархия), т.е. имеет место авторитарный тип лидерства.

Четвертый тип семьи. Каждый взрослый член семьи пытается применять свою стратегию воспитания детей вне зависимости от сложившейся структуры доминирования (циклическая иерархия). Это приводит к конфликтной обстановке, к уменьшению чувства принадлежности к семье и фрустрации у детей.

Внешние границы семейной системы – это степень ее открытости для контактов с внешним миром. Здесь бывают две крайности, обе одинаково опасные - чрезмерно большая открытость, которая не позволяет ощущать членам семьи чувства комфорта и безопасности, и чрезмерная закрытость, которая, в свою очередь, ведет к страху перед внешним миром, отсутствию навыков общения с другими людьми и повышенной тревожности.

2) Микродинамика. Отражает особенности функционирования семейной системы, которые включают в себя такие понятия, как: семейные роли («жертвы», «тирана», «опоры» и т.д.), паттерны взаимодействия (вытекающие из ролей устойчивые коммуникативные стереотипы – ссоры, высмеивание, обиды, унижение и т.д.), циркулирование информации в семье, стиль эмоциональной коммуникации, метакоммуникация (процессы совместного обсуждения и осмысления того, что происходит между членами семьи).

3) Макродинамика. Представляет собой семейную историю (эволюцию). Как показал М.Боуэн, накопление от поколения к поколению дисфункциональных паттернов в семейной истории непременно приводит к паталогии членов семьи.

4) Семейная идеология. Включает в себя семейные нормы и правила, делегирование требований и ожиданий в семье, мифы, семейные ценности, традиции и ритуалы.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Теоретический анализ понятия акцентуации характера. Понятие характера и акцентуаций характера
Прежде чем приступить к рассмотрению вопроса акцентуаций характера, необходимо прояснить, что скрывается за самим термином «характер», а также в чем его отличие от индивидуальных черт личности в теоретических разработках Карла Леонгарда. [23]. Говоря о характере, обычно подразумевают те свойства личности, которые накладывают определенн ...

Основные этапы, материал и методы исследования
Исследование проводилось в два этапа. На I этапе (2000 – 2001 гг.) осуществлялся анализ данных медицинской документации: архивных историй болезни, свидетельств о болезни клиники психиатрии ВМедА, психиатрического отделения 442 ОВКГ и районных военных комиссариатов Санкт-Петербурга, а также карт амбулаторного наблюдения за больными, сост ...

Особенности восприимчивости детей, подростков и молодежи к рекламному воздействию
Дети особенно восприимчивы к рекламному воздействию. Не имея собственного жизненного опыта, они склонны подражать поведению взрослых. Длительные исследования ряда зарубежных психологов, таких как А. Бандура, Р. Берон, Д.Ричардсон, Л. Берковиц [62], исследовавших проблему влияния кино и вещания на детей и взрослых, показали, что влияние ...