Введение.

Понятие ментальности и менталитета в современной отечественной науке появились и стали исследоваться относительно недавно. Проблема ментальности в последнее время неоднократно обсуждалась и анализировалась специалистами разного профиля. В начале 1993 г. в редакции журнала «Вопросы философии» прошло заседание «круглого стола» на тему «Российская ментальность», где обсуждались вопросы о природе и изменениях российской менталитета, его влиянии на культуру и, в частности, философию, его проявлениях в социальных и политических движениях, его характерных чертах и ведущих ценностных ориентациях. Эта проблема рассматривалась на научных конференциях в Луцке (1994), Смоленске (1993, 1996) – «Социально-психологические проблемы ментальности», Самаре (1994, 1997) – «Провинциальная ментальность России в прошлом и настоящем» и вновь будет обсуждаться в Самаре (2004).

Методологически четко и ясно «ментальность и менталитет» не разведены и не определены, что во многом связано с имплицитностью мироощущений, шаблонов и стереотипов мышления, осознанными и неосознанными психологическими установками, верованиями, ценностными ориентациями, стабильными общечеловеческими культурными архетипами и символами коллективного бессознательного, инвариантными структурами национального характера и другими явлениями, определяемыми этими понятиями. В психологии в настоящее время ментальность понимается как совокупность готовности, осознанных и неосознанных психологических установок и предрасположенностей индивида или различных социальных групп действовать, мыслить, чувствовать, воспринимать и постигать мир определенным образом.

В строго научном смысле в многонациональном, многоконфессиональном и полиэтическом государстве, каким была и остается Россия, не может быть общенационального российского менталитета. Однако тысячелетнее совместное проживание и бытие многих народов России сформировали у них как общие, так и особенные специфические черты их душевной и духовной жизни; общие социокультурные и отличные, этнонациональные ментальные структуры, функции, поля и механизмы, которые играют амбивалентную роль в истории России и жизни ее различных народов.

Проблема ментальности и менталитета является сложной, многоплановой. Будучи недостаточно разработанной, прежде всего в методологическом и теоретическом аспектах, она требует комплексного исследования и совместных скоординированных усилий специалистов различных гуманитарных наук. Трудности изучения и анализа этой проблемы связаны, во-первых, со сложностью самого объекта исследования и неразработанностью адекватных методов его изучения. Во-вторых, развитие ментальности обусловлено традициями, культурой, социальными структурами, институтами и факторами и всей средой обитания людей. И изменение даже некоторых существенных из этих условий и факторов неизбежно приводит к изменению ментальности человека или различных социальных групп (4, 91).

Наша работа представляет собой новый подход в решении этих двух проблем. В качестве метода изучения российской ментальности мы используем сказку, как носитель «русского духа»: русской идеи, русского самосознания, русской идентичности, природы русских, сущности русских»(6, 120) . В связи с тем, что мы будем понимать под ментальностью изменяющуюся и развивающуюся систему, мы поставили задачу отследить, какие качественные изменения произошли в ментальности русского человека на протяжении последних трех тысяч лет. Для этого мы решили провести сравнительный анализ русских народных сказок (по Курашову В.И.) и сказок, сочиненных современной молодежью, на предмет характерных черт российского менталитета.


Анализ ранних воспоминаний, как ключ к пониманию жизненного стиля личности
В этом разделе будет рассмотрен метод анализа ранних воспоминаний, как источник выявления индивидуального жизненного стиля личности. А.Адлер утверждает, что «каждое воспоминание, каким бы тривиальным оно не казалось человеку, представляет для него что-то достопамятное. Само по себе событие, описанное в воспоминании не так важно, как то ...

Развитие психики
Имеется 2 подхода на развитие психики: 1)материалистич и 2)идеалистич. По 2ому в мире сущ-ет 2 начала матер и идеальное. Они независимы, вечны и несводимы друг к другу. Они взаимодейст­вуют между собой, но тем не менее развиваются по своим зако­нам. Психика не есть св-во живой материи и не есть продукт её развития. Они как и мате­рия и ...

Путь к счастью через терпенье. Счастье не в достатке, а в духовной свободе.
Путь к счастью через терпенье. Одна из самых мудрых русских сказок «Царевна-Лягушка» (Афанасьев, 1992 б. С. 177-181). В сказке младшему сыну царя – Ивану-царевечу выпало в невесты взять лягушку. «Иван-царевич призадумался и заплакал: «Как я стану жить с лягушей? Век жить – не реку перебрести или не поле перейти!» Поплакал-поплакал, да ...