Влияние предсказания будущего на будущее. Метафизическое ожидание лучшего.

Материалы по психологии » Российская ментальность в сказках современной молодежи » Влияние предсказания будущего на будущее. Метафизическое ожидание лучшего.

Влияние предсказания будущего на будущее.

В сказке «Вещий сон» (Афанасьев, 1992 б. С. 126-135) выводится важная мысль, относящаяся к философии истории, о том, что предсказание будущего невозможно, поскольку само предсказание повлияет на события будущего и они будут уже не теми, как предсказано. Это та же самая мысль, которая, например, является главной в «Нищете историцизма» К. Поппера.

В названной сказке Иван купеческий сын видел сон, но отказался его говорить отцу даже под страхом казни. Он не сказал сон и Царевичу, который посадил его за это в темницу. После сказочных приключений, в том числе удачных ответов на загадки Елены Прекрасной ради Царевича, заключения в темницу и т.п. Иван получает признание и награду от Царевича – богатые имения и генеральский чин и, не помня зла, призывает к себе отца, чтобы «вместе жить-поживать и добра наживать». Основной смысл сказки заключается в последних словах Ивана: «А знаешь, царевич, все, что с тобою случилось, мне было наперед ведомо; все это я во сне видел; оттого тебе и про сон не сказывал». Здесь ложно было бы подумать, что вещий сон как раз сбылся, предсказание будущего возможно. Это не так, Иван подчеркивает, что свой сон он никому не рассказал, иначе все могло бы получится вопреки сну. Сам же Иван, храня тайну, шел по ходу событий, а не пытался их изменить.

Метафизическое ожидание лучшего.

Человеку свойственно планировать свое будущее как продолжение состоявшихся прошлого и настоящего. В таком случае «лучшее» - это просто лучшее от известного. Русскому человеку свойственно ожидать лучшего, которое не вытекает из его наличного опыта, это и есть метафизические стремления к лучшему. Такая идея неоднократно воспроизводится в русских сказках, когда, например, младшая дочь желает отцу привезти ей либо «перышко Финиста-ясна сокола», либо чудный цветок и т.п. В сказке «Заклятый царевич» (Афанасьев, 1992 б. С.201-204) старшая дочь просит отца привезти ей обновку, а младшая – неизвестный, диковинный цветочек. Получив заветный цветочек, младшая дочь проходит трудный путь, полный испытаний, к своему счастью.

Эта сказка также свидетельствует нам о ложности многих поверхностных толкований русских сказок, в которых говорится о желании русских только чудом обрести счастье, не прилагая никаких усилий – моральных и физических (6, 127).


Образ педагога в сознании учеников
Поведение участника педагогического процесса во многом зависит от ощущения красоты, добра, справедливости, правды, любви, достоинства, свободы. Каждый ученик индивидуально воспринимает и отображает в своем сознании мир, ощущает, понимает и объясняет его, сознает свое место в нем, формирует свое мировоззрение, свое мировосприятие, свое м ...

Введение.
В связи с прогрессивным развитием общества в последние годы наблюдается все больший интерес к иностранному языку. Стремление изучать этот предмет объясняется многими причинами. Одна из которых – желание путешествовать по миру, обогащать свои знания в общении с представителями различных стран и культур, а без знания хотя бы одного иностр ...

Понятие и структура личности.
Чел хар-ся неск понятиями: человек-инди­вид, инди­видуальность, личность. Чел – вид животного. Инди­вид - каждый в отдельности чел. Каждый чел индиви­дуален и неповто­рим. Личность – чел, проявляющийся в об­ществе. Формирование чел как личности на­чина­ется ещё внутриутробно (по одной вер­сии – Гроф), с первых дней жизни – класси­ки. По ...