Введение

Проблема лечения алкогольнозависимых личностей в настоящее время стоит как никогда остро. С одной стороны, бюджетные средства, отпускаемые на разрешение этой проблемы, уменьшаются. С другой стороны, имеет место малая эффективность лечения, несмотря на его дороговизну и большое количество жалоб со стороны больных и их родственников. Одной из причин вышесказанного является то, что врачам удаётся создавать лишь недолговременные ремиссии заболевания и снимать физическую зависимость от алкоголя, а уменьшить и ликвидировать психологическую зависимость практически не удаётся. Неуклонное нарастание тяжести степени алкоголизма и количества вовлеченных в круг этой химической зависимости, а так же то, что алкоголизм сегодня заметно помолодел, порождает проблемную ситуацию

В практической деятельности психологов, психиатров и психотерапевтов все чаще приходится сталкиваться с проблемой зависимого поведения, зависимости. Именно данная разновидность девиантного поведения оказывается наиболее сложной для психологической коррекции, психотерапии и психофармакотерапии. Задача психологической реабилитации больных алкоголизмом может быть сформулирована как выявление и актуализация таких мотивов ремиссионной деятельности, которые, обеспечивая должную преемственность со сложившимися в ходе всей прежней жизни пациента смысловыми установками, приводили бы к появлению новых смысловых установок, уже не являющихся типичными для алкогольной личности и тем самым исключали бы возможность актуализации алкоголя в качестве адекватного потребностной сфере мотива.

В настоящее время имеет место сравнительно небольшое число психологических работ, посвященных исследованию установок, мотивов, ценностей алкогольнозависимых личностей. Согласно данным литературы, чаще всего становятся зависимыми от алкоголя личности с измененной мотивационной системой. Эти изменения характеризуются особым личностным изменением. Здесь речь идет об особом неспецифическом поражении глубинных структур мотивационной системы, а именно о нарушении функционирования глубинных, личностных мотивов. Это расстройство можно условно обозначить «исходным недостатком мотивационной системы в преморбиде больного алкоголизмом». В дальнейшем в процессе развития зависимости от алкоголя происходит структурная и содержательная перестройка мотивационной системы. Мотив изменения сознания с помощью алкоголя становится потребностью и встраивается в глубинный уровень мотивационной системы. Можно говорить о своеобразном процессуальном развитии исходного личностного изменения. Это обусловило актуальность выбранной темы работы.

Целью курсовой работы является исследование механизмов психологической защиты больных алкоголизмом. Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи:

- рассмотреть понятие, сущность, клинические стадии алкоголизма;

- ознакомиться с психоаналитическими теориями алкоголизации;

- изучить типы личности больных алкоголизмом;

- выявить признаки алкогольной деградации личности;

- исследовать отношение к болезни при алкоголизме;

- рассмотреть механизмы психологической защиты.

Курсовая работа состоит из двух основных глав, введения, заключения, списка литературы и приложений с используемыми методиками исследования.

В работе использованы книги, монографии, учебники и учебные пособия, статьи и публикации в специализированных журналах отечественных и зарубежных авторов по исследуемой теме.


Ребенок и больница
Заболевание ребенка — это недуг и для среды, в которой он живет, болезнь и для родителей, для всей семьи. Это беда для всей семьи. Большое значение этого факта должны учитывать те врач и сестра, которые собирают анамнез, стремясь выяснить до конца происшедшее. Часто это оказывается нелегким именно из-за участия всей семьи. Поведение род ...

Экспериментальное исследование психологической готовности к школьному обучению детей 6 – 7 лет
2.1Теоретический анализ проблемы психологической готовности к школьному обучению у детей 6-7 лет показал, что она освещается обычно авторами неоднозначно. Изучить более подробно влияние этого фактора нам позволит экспериментальное исследование. Цель практической части исследования – исследовать особенности психологической готовности к ...

Исследование мотивов учебной деятельности
Методика проведения исследования В самом общем плане мотив -- это то, что определяет, стимулирует человека к совершению какого-либо действия. Мотивация представляет собой «сплав» движущих сил поведения в ви-де потребностей, интересов, влечений, целей, идеалов. Она -- стержень личности, к которому «стягиваются» такие её свойства, как на ...