Интерперсональные факторы.
К ним относятся межличностные отношения, выстраиваемые или не выстраиваемые человеком с его ближайшим окружением (родственниками, друзьями, одноклассниками), а также и с другими людьми, не столь близкими человеку (сослуживцами, приятелями, соседями). Таким образом, у каждого человека существует социальная сеть – система социальных отношений отдельного человека, в рамках которой человек получает социальную поддержку, под которой понимается удовлетворение специфических потребностей в близости, защите, практической помощи, разрядке, успокоении и т.д. Т.е. социальная сеть может оказывать прямое влияние на здоровье и эмоциональные, в т.ч. тревожные расстройства человека. Причем, чем обширнее социальная сеть, чем большее количество людей включает, тем более она является фактором, препятствующим развитию эмоциональных расстройств. Как считают Перре М. и Бауманн У., это обусловлено её позитивными воздействиями на человека: уже одно знание, что можешь привлечь кого-то к решению определенной проблемы или посоветоваться, уже одна мысль, что близкий человек понимает проблему, может изменить представление о стрессовой ситуации и возможностях совладания с нею. Помимо этого, социальная сеть может осуществлять функции по оказанию непосредственной поддержки человеу – психологической (укрепление морали, самоценности, самопродуктивности); активной поддержки в совладании со стрессовой ситуацией и решении проблем (например, помощь при выработке возможных решений) и прямого вмешательства (предоставление денежных сумм, снятие забот). (Перре М., Бауманн У., 1998).
Если же социальная сеть человека очень маленькая, например, в нее входят только родственники, или там вообще никого нет, присутствует выраженный дефицит доверительных межличностных отношений и эмоциональной поддержки, то это, как считает Холмогорова А.Б., наоборот, повышает риск развития эмоциональных расстройств. (Холмогорова А.Б., 2006).
Обобщая, можно сказать, что социальное окружение человека участвует в возникновении расстройств аффективного спектра, включая тревожные расстройства, не только в форме отягощающего воздействия, но и представляет собой позитивный ресурс, препятствующий развитию указанных расстройств.
Методы исследования.
1. Диагностика социально-психологической адаптации (К.Роджерс, Р.Даймонд).
Для диагностики социально-психологической адаптации использовалась методика К. Роджерса и Р. Даймонда. Личностный опросник предназначен для изучения особенностей социально-психологической адаптации и связанных с этим черт личности. Стимульный материал представле ...
Система игр, направленных на формирование доброжелательного
отношения у дошкольников. Психолого-педагогические
принципы воспитания межличностных отношений (этапы развивающей программы)
Проблема воспитания гуманных, доброжелательных отношений в группе дошкольников стояла перед педагогами всегда. Практически все образовательные программы для детей дошкольного возраста содержат раздел «социально-эмоциональное» или «нравственное» воспитание, посвященный формированию положительного отношения к другим людям, социальных чувс ...
Интеллект
«Бывают люди, которым знание латыни не мешает все-таки быть ослами».
М. Сервантес
Маслоу подчеркивает необходимость холистического мышления, которое обращает внимание на отношения и целое более, чем на отдельные части. Он обнаружил, что "пиковые переживания" часто являются поразительными примерами мышления, прорывающегося че ...