Психоаналитические теории алкоголизации
Страница 1

С точки зрения психоаналитического направления влечение к алкоголю выступает как возврат к более ранним стадиям развития, к детским сексуальным переживаниям. Влечение к алкоголю выступает как средство защиты собственного «Я» от окружающего мира. Так, согласно одной из концепций, алкоголизм рассматривается как способ бегства от гомосексуальных импульсов, запретных мыслей и чувства вины, связанных с мастурбацией. Особая роль в формировании алкоголизма отводится нарушенным отношениям с родителями, и, прежде всего отвержение матери ребенка. Как считает Е. Беглер, субъект подсознательно идентифицирует себя с отвергающей и холодной матерью, отравляя себя алкоголем, субъект символически убивает мать, здесь алкоголизм выступает как отражение псевдомазохистических склонностей. Страх больного перед возможной расплатой или потерей удерживает от прямой конфронтации с матерью, поэтому враждебная зависимость от матери преследует больного алкоголизмом всю жизнь. К. Менингер назвал такое саморазрушительное поведение хроническим суицидом. Таким образом, влечение к алкоголю-это перенос на самого себя агрессии, которая не может в силу действия культурных табу быть адресована ее действительным виновникам. Алкоголизм как оральная фрустрация потребности в зависимости, возникающая сначала в раннем детстве, а затем в юности, представляет собой защиту от депрессии. В этом случае алкоголь выполняет функцию примирения больного с неизбежностью этих фрустраций. Этот тезис подтверждается тем, что алкоголизму предшествует эмоциональная неадекватность, невротичность. Х. Тьебо характеризуя больных алкоголизмом, полагал, что у них бессознательная потребность в доминировании сочетается с чувством одиночества и изоляции. Тревога, по мнению Зимберга, возникающая в результате фрустрации потребности в зависимости, подавляется алкоголем, который действует, как фармакологическое вещество способное индуцировать ощущение собственной силы, всемогущества, неуязвимости. Но поскольку эффект алкоголя временный, то уже в структуре абстинентного синдрома, т.е. в состоянии возникающего в результате прекращения действия алкоголя при внезапном перерыве его применения, появляется чувство вины и отчаяния. Чувство неполноценности возрастает, и конфликт продолжается по порочному кругу. Итак, главный смысл злоупотребления алкоголем, по Ш. Зимбергу, состоит в достижении неадекватно усиленного, «грандиозного» образа Я, которое Зимберг обозначил термином реактивная грандиозность. Основными инновации в теории Зимберга является признание реальных социально-психологических отношений в качестве главного источника психологических проблем больного, автор учитывал роль социальнокультурных факторов, и последнее, психологические факторы алкоголизма проявляют себя, если есть генетическая предрасположенность.

Алкогольное поведение как игру позволяющую манипулировать чувствами и действиями окружающих рассматривает трансактный анализ. Трансакция-это действие, переходящее в ответное действие или состояние другого объекта и как бы рассчитанное на такой трансформированный возврат. Употребление спиртного выступает как случайное удовольствие, дополнительное преимущество, процесс, ведущий к кульминации-похмелью. Удовольствие, получаемое от похмелья,-это способ привлечь внимание к себе и своим переживаниям, завести «преследователя» в тупик и получить от него прощение. Низкая самооценка обуславливает страх перед психологическими интимными отношениями, предполагающими самораскрытие. В целях их избегания возникает и поддерживается потребность сохранять отношения игры. Такие личностные качества как лживость и хитрость больных алкоголизмом не являются изначально присущими им, а выступают как неотъемлемая часть роли, разыгрываемой в рамках той или иной трансакции, истинная причина появления которой в репертуаре поведения больного заключается в патологическом влечении к алкоголю.

Страницы: 1 2 3


Воприятие и его роль в формировании деят-ти.
1)Субъективный образ предмета, явл-ия или процесса, непосредственно воздействующего на анализатор или систему анализаторов 2)процесс формир-ия этого об­раза. Как образ воприятие есть непосредств отраже­ние предмета в совокупности его св-в, в его объ­ект целостности. В зав-ти от того, какой из анализаторов явл-ся ведущим в данном акте во ...

Проблема диагностики
В рамках программы "Здоровое поколение" в 2004 году в кабинете психотерапии проводилось диспансерное обследование и наблюдение подростков 1992 - 1993 гг. рождения. Это новое направление в работе кабинета обусловлено всё возрастающей социальной напряжённостью, увеличением количества психопатологических проявлений у населения, в ...

Образ педагога в сознании учеников
Поведение участника педагогического процесса во многом зависит от ощущения красоты, добра, справедливости, правды, любви, достоинства, свободы. Каждый ученик индивидуально воспринимает и отображает в своем сознании мир, ощущает, понимает и объясняет его, сознает свое место в нем, формирует свое мировоззрение, свое мировосприятие, свое м ...