Мотивация и адаптация личности

Влияние мотивации на адаптационную деятельность очень велико. Чем выше сила мотивации, тем успешнее проходит адаптация личности в группе. Однако мотив может характеризоваться не только как количественная величина (сильный - слабый), но и как качественная. В этом плане обычно выделяют мотивы внутренние и внешние. Внутренние мотивы имеют прямое отношение к деятельности, которой занимается человек. Это может быть удовлетворение познавательной потребности, потребности в общении в процессе обучения, работы. Если же значение имеют другие потребности, такие как социальный престиж, заработная плата, то говорят о внешних мотивах.

Так же следует отметить, что деление мотивов на внутренние и внешние является недостаточным. Сами внешние мотивы могут быть положительными, такими как мотивация успеха, достижения, и отрицательными. Очевидно, что внешние положительные мотивы более эффективны для успешной адаптации личности, чем внешние отрицательные, даже если по силе они равны.

Анализируя экспериментальные исследования можно создать обобщенный портрет личности, доминирующей мотивацией которой является надежда на успех, и личности, доминирующей мотивацией которой является боязнь и ожидание неудачи в процессе адаптации в группе.

Личности, мотивированные на успех в деятельности обычно активны, инициативны. Если встречают препятствия – ищут способы их преодоления. Отличаются настойчивостью в достижении цели. Предпочитают выбирать средние по трудности или слегка завышенные, но достижимые цели, а нереалистически высокие, отклоняют. То есть предпочитают рисковать расчетливо. Но такая расчетливость ведет к суммарному успеху, поскольку не связана ни с незначительными успехами при заниженных целях, ни с вероятными случайными успехами при завышенных. В случае чередования успехов и неудач, склонны к переоцениванию своих неудач. Склонны к восприятию и переживанию времени как "целенаправленно быстрого", а не бесцельно текущего.

Личности, мотивированные на неудачу в деятельности менее инициативны. При выполнении ответственных заданий ищут причины отказа от них. Предпочитают выбирать крайние цели: либо заниженно легкие, либо нереально сложные для выполнения. При выполнении деятельности проблемного характера, в условиях дефицита времени, результативность деятельности снижается. Отличаются меньшей настойчивостью в достижении цели. Склонны к восприятию времени как "бесцельно текущего". Планируют свое будущее на менее отдаленный промежуток времени.

Наряду с вышеперечисленными свойствами мы бы хотели выделить несколько индивидуально – личностных характеристик, которые, как мы полагаем, могут оказывать влияние на уровень адаптации. Это локус контроль и коммуникативный контроль и эмоциональная устойчивость личности.


Путь к счастью через терпенье. Счастье не в достатке, а в духовной свободе.
Путь к счастью через терпенье. Одна из самых мудрых русских сказок «Царевна-Лягушка» (Афанасьев, 1992 б. С. 177-181). В сказке младшему сыну царя – Ивану-царевечу выпало в невесты взять лягушку. «Иван-царевич призадумался и заплакал: «Как я стану жить с лягушей? Век жить – не реку перебрести или не поле перейти!» Поплакал-поплакал, да ...

Третий период (вторая половина 30-х - вторая половина 50-х годов XX века)
Во второй половине 30-х годов ситуация резко изменилась. Началась изоляция отечественной науки от западной психологии. Перестали публиковаться переводы трудов западных авторов. Внутри страны возрос идеологический контроль за наукой. Сгущалась атмосфера декретирования и администрирования. Это сковывало творческую инициативу, порождало бо ...

Эпидемиологические данные, релевантные для этиологии
Во многих методически трудоемких, описательных эпидемиологических исследованиях, проведенных в различных странах мира было показано, что болезненность паническими расстройствами в течение всей жизни относительно постоянна и составляет 2,5-3,2%. Однако приступы паники без развития полной картины встречаются существенно чаще и в зависимос ...