Мотивация и адаптация личности

Влияние мотивации на адаптационную деятельность очень велико. Чем выше сила мотивации, тем успешнее проходит адаптация личности в группе. Однако мотив может характеризоваться не только как количественная величина (сильный - слабый), но и как качественная. В этом плане обычно выделяют мотивы внутренние и внешние. Внутренние мотивы имеют прямое отношение к деятельности, которой занимается человек. Это может быть удовлетворение познавательной потребности, потребности в общении в процессе обучения, работы. Если же значение имеют другие потребности, такие как социальный престиж, заработная плата, то говорят о внешних мотивах.

Так же следует отметить, что деление мотивов на внутренние и внешние является недостаточным. Сами внешние мотивы могут быть положительными, такими как мотивация успеха, достижения, и отрицательными. Очевидно, что внешние положительные мотивы более эффективны для успешной адаптации личности, чем внешние отрицательные, даже если по силе они равны.

Анализируя экспериментальные исследования можно создать обобщенный портрет личности, доминирующей мотивацией которой является надежда на успех, и личности, доминирующей мотивацией которой является боязнь и ожидание неудачи в процессе адаптации в группе.

Личности, мотивированные на успех в деятельности обычно активны, инициативны. Если встречают препятствия – ищут способы их преодоления. Отличаются настойчивостью в достижении цели. Предпочитают выбирать средние по трудности или слегка завышенные, но достижимые цели, а нереалистически высокие, отклоняют. То есть предпочитают рисковать расчетливо. Но такая расчетливость ведет к суммарному успеху, поскольку не связана ни с незначительными успехами при заниженных целях, ни с вероятными случайными успехами при завышенных. В случае чередования успехов и неудач, склонны к переоцениванию своих неудач. Склонны к восприятию и переживанию времени как "целенаправленно быстрого", а не бесцельно текущего.

Личности, мотивированные на неудачу в деятельности менее инициативны. При выполнении ответственных заданий ищут причины отказа от них. Предпочитают выбирать крайние цели: либо заниженно легкие, либо нереально сложные для выполнения. При выполнении деятельности проблемного характера, в условиях дефицита времени, результативность деятельности снижается. Отличаются меньшей настойчивостью в достижении цели. Склонны к восприятию времени как "бесцельно текущего". Планируют свое будущее на менее отдаленный промежуток времени.

Наряду с вышеперечисленными свойствами мы бы хотели выделить несколько индивидуально – личностных характеристик, которые, как мы полагаем, могут оказывать влияние на уровень адаптации. Это локус контроль и коммуникативный контроль и эмоциональная устойчивость личности.


Чувство неполноценности и компенсация
В самом начале своей карьеры, когда он еще сотрудничал с Фрейдом, Адлер опубликовал монографию, озаглавленную «Исследование неполноценности органа и ее психической компенсации» [Adler, 1907/1917b]. В этой работе он развил теорию о том, почему одно заболевание беспокоит человека больше, чем другое, и почему одни участки тела болезнь пора ...

Пути формирования учебной мотивации
Наблюдение за работой учителей показывает, что они далеко не всегда уделяют должное внимание мотивации учащихся. Многие учителя, часто сами того не осознавая, исходят из того, что раз ребенок пришел в школу, то он должен делать все, что рекомендует учитель. Встречаются и такие учителя, которые прежде всего опираются на отрицательную мот ...

Экспериментальное исследование психологической готовности к школьному обучению детей 6 – 7 лет
2.1Теоретический анализ проблемы психологической готовности к школьному обучению у детей 6-7 лет показал, что она освещается обычно авторами неоднозначно. Изучить более подробно влияние этого фактора нам позволит экспериментальное исследование. Цель практической части исследования – исследовать особенности психологической готовности к ...