Мотивация и адаптация личности

Влияние мотивации на адаптационную деятельность очень велико. Чем выше сила мотивации, тем успешнее проходит адаптация личности в группе. Однако мотив может характеризоваться не только как количественная величина (сильный - слабый), но и как качественная. В этом плане обычно выделяют мотивы внутренние и внешние. Внутренние мотивы имеют прямое отношение к деятельности, которой занимается человек. Это может быть удовлетворение познавательной потребности, потребности в общении в процессе обучения, работы. Если же значение имеют другие потребности, такие как социальный престиж, заработная плата, то говорят о внешних мотивах.

Так же следует отметить, что деление мотивов на внутренние и внешние является недостаточным. Сами внешние мотивы могут быть положительными, такими как мотивация успеха, достижения, и отрицательными. Очевидно, что внешние положительные мотивы более эффективны для успешной адаптации личности, чем внешние отрицательные, даже если по силе они равны.

Анализируя экспериментальные исследования можно создать обобщенный портрет личности, доминирующей мотивацией которой является надежда на успех, и личности, доминирующей мотивацией которой является боязнь и ожидание неудачи в процессе адаптации в группе.

Личности, мотивированные на успех в деятельности обычно активны, инициативны. Если встречают препятствия – ищут способы их преодоления. Отличаются настойчивостью в достижении цели. Предпочитают выбирать средние по трудности или слегка завышенные, но достижимые цели, а нереалистически высокие, отклоняют. То есть предпочитают рисковать расчетливо. Но такая расчетливость ведет к суммарному успеху, поскольку не связана ни с незначительными успехами при заниженных целях, ни с вероятными случайными успехами при завышенных. В случае чередования успехов и неудач, склонны к переоцениванию своих неудач. Склонны к восприятию и переживанию времени как "целенаправленно быстрого", а не бесцельно текущего.

Личности, мотивированные на неудачу в деятельности менее инициативны. При выполнении ответственных заданий ищут причины отказа от них. Предпочитают выбирать крайние цели: либо заниженно легкие, либо нереально сложные для выполнения. При выполнении деятельности проблемного характера, в условиях дефицита времени, результативность деятельности снижается. Отличаются меньшей настойчивостью в достижении цели. Склонны к восприятию времени как "бесцельно текущего". Планируют свое будущее на менее отдаленный промежуток времени.

Наряду с вышеперечисленными свойствами мы бы хотели выделить несколько индивидуально – личностных характеристик, которые, как мы полагаем, могут оказывать влияние на уровень адаптации. Это локус контроль и коммуникативный контроль и эмоциональная устойчивость личности.


Неприятие схем жизни. Сила слова и духа по отношению к физическому.
Неприятие схем жизни. В русской сказке выражается идея поиска решений проблемы, обретения смысла жизни и счастья прорывом через здравый смысл и обыденный опыт. Это уже видно по сказанному выше. Такой подход русского народа к жизни предполагает и порицание принципов жизни по схемам. Показательная сказка для иллюстрации этого – «Набитый ...

Типология конфликтов.
Деление конфликтов на виды достаточно условно, жесткой разницы между различными видами не существует и на практике возникают конфликты: организационные вертикальные межличностные; горизонтальные открытые межгрупповые и т.д. Если конфликты способствуют принятию обоснованных решений и развитию взаимоотношений, то их называют функциональн ...

Сравнительная характеристика уровня депрессии и уровня невротизации подростков с диагнозом сколиоз и компрессионный перелом
С помощью t – критерия Стьюдента различий по уровню депрессии и уровню невротизации у подростков с диагнозом сколиоз и компрессионный перелом не выявлено. Таблица № 3 подростки с диагнозом сколиоз подростки с диагнозом к.п. t – критерий Стьюдента уровень значимости М ± m М ± m t p Уровень депре ...