Заключение
Данная работа посвящена рассмотрению причин хорошей и плохой адаптации личности в группе.
В ходе исследования были выделены такие психологические характеристики личности, как коммуникативный контроль, локус контроль и эмоциональная стабильность – нестабильность (нейротизм) которые могут оказывать влияние на процесс ее социальной адаптации.
В результате экспериментального исследования установлены взаимосвязи между психологическими характеристиками и уровнем адаптации личности. Количественная величина коэффициента групповой адаптации может рассматриваться в качестве меры индивидуальной адаптации субъекта к своему социальному окружению. Так, если испытуемый имеет низкий коэффициент групповой адаптации (ниже 30 %), это означает недостаточную адаптированность к своему социальному окружению. Высокий коэффициент групповой адаптации (выше 60 %) свидетельствует о хорошей адаптированности личности к группе.
Нами были выявлены взаимосвязи между такими личностными характеристиками как локус контроль, коммуникативный контроль, нейротизм и индивидуальной адаптированностью личности к группе. А так же рассмотрены особенности адаптации у различных социальных и возрастных групп.
На основе результатов проведенного исследования можно сделать выводы:
1. В соответствии с полученными данными можно констатировать, что в каждой группе количество испытуемых с низким коэффициентом групповой адаптации различно, и группе учителей оно наибольшее, что дает возможность говорить о снижении адаптации к социальному окружению в процессе профессиональной деятельности.
2. Адаптационный потенциал личности значимо коррелирует с уровнем коммуникативного контроля. При высоких значениях коммуникативного контроля уровень адаптации личности повышается. Эта зависимость в нашем исследовании выявлена у всех групп испытуемых.
3.Значительная взаимосвязь коэффициента групповой адаптации личности и локуса контроля обнаружена только в группе педагогов. Для испытуемых этой группы, с интернальным локусом контроля, характерна хорошая адаптация к своему социальному окружению.
В группе студентов эту связь сложно проследить из-за локализации данных в области интернальности.
4. Уровень нейротизма значимо коррелирует с коэффициентом групповой адаптации в выборке студентов. Испытуемые этой группы с низким уровнем нейротизма хорошо адаптированы к своему социальному окружению.
В группе учителей эти связи статистически не значимы.
Таким образом, адаптированность личности в группе связана с такими характеристиками как локус контроль, коммуникативный контроль и уровень нейротизма. Следовательно, первая гипотеза нашего исследования подтверждена.
5. Обнаружена тенденция к изменению локуса контроля от интернальности к экстернальности. Следовательно, временная динамика такой индивидуально – личностной характеристики, как локус контроль может менять уровень адаптированности человека к своему социальному окружению на всех этапах его профессионального становления.
6. Выявлена временная динамика адаптационного потенциала личности. Группа студентов демонстрирует высокие показатели коэффициента групповой адаптации, затем в начале профессиональной деятельности при прохождении адаптации к социальному окружению, ее уровень снижается, но приблизительно к 6 годам уровень адаптации к своему окружению возрастает и остается стабильным на протяжении еще 5 лет профессиональной деятельности. У испытуемых со стажем работы 11 - 15 лет, по данным исследования, происходит снижение адаптации в группе.
Таким образом, адаптационный потенциал личности имеет временную динамику и может быть обусловлен такими факторами как возраст и профессиональный стаж. Следовательно, вторая гипотеза нашего исследования подтверждена.
Временная динамика КГА.
Динамика пограничных психических расстройств и социальная адаптация
При вынесении заключения о наличии психического расстройства пограничного регистра, военнослужащие, в большинстве случаев, увольняются из ВС. Вместе с тем, нозологический диагноз, как следует из сведений, представленных в литературном обзоре, зачастую не является фактором, однозначно определяющим исход заболевания. Поскольку же в дальне ...
Структурно-логическая схема
Диагностика агрессивности
Задание 3. Список ученых разрабатывавших данную проблему
№ п/п
Ф. И.О. психолога
Годы жизни
Вклад в науку
1.
Б. Брайклин, З. Пиотровский Э. Вагнер
Разработали тест диагностики агрессивности, названный тест руки Вагнера.
В теоретическом обосновании авторы исходят из положения ...
Появление методов психодиагностики
Начальным периодом становления современных методов психодиагностики, касающихся основных психологических процессов, свойств и состояний человека, следует считать конец XIX – начало XX века. В это время весьма активно и не без участия профессиональных психологов развиваются те области теории вероятностей и математической статистики, на к ...


