Заключение

Данная работа посвящена рассмотрению причин хорошей и плохой адаптации личности в группе.

В ходе исследования были выделены такие психологические характеристики личности, как коммуникативный контроль, локус контроль и эмоциональная стабильность – нестабильность (нейротизм) которые могут оказывать влияние на процесс ее социальной адаптации.

В результате экспериментального исследования установлены взаимосвязи между психологическими характеристиками и уровнем адаптации личности. Количественная величина коэффициента групповой адаптации может рассматриваться в качестве меры индивидуальной адаптации субъекта к своему социальному окружению. Так, если испытуемый имеет низкий коэффициент групповой адаптации (ниже 30 %), это означает недостаточную адаптированность к своему социальному окружению. Высокий коэффициент групповой адаптации (выше 60 %) свидетельствует о хорошей адаптированности личности к группе.

Нами были выявлены взаимосвязи между такими личностными характеристиками как локус контроль, коммуникативный контроль, нейротизм и индивидуальной адаптированностью личности к группе. А так же рассмотрены особенности адаптации у различных социальных и возрастных групп.

На основе результатов проведенного исследования можно сделать выводы:

1. В соответствии с полученными данными можно констатировать, что в каждой группе количество испытуемых с низким коэффициентом групповой адаптации различно, и группе учителей оно наибольшее, что дает возможность говорить о снижении адаптации к социальному окружению в процессе профессиональной деятельности.

2. Адаптационный потенциал личности значимо коррелирует с уровнем коммуникативного контроля. При высоких значениях коммуникативного контроля уровень адаптации личности повышается. Эта зависимость в нашем исследовании выявлена у всех групп испытуемых.

3.Значительная взаимосвязь коэффициента групповой адаптации личности и локуса контроля обнаружена только в группе педагогов. Для испытуемых этой группы, с интернальным локусом контроля, характерна хорошая адаптация к своему социальному окружению.

В группе студентов эту связь сложно проследить из-за локализации данных в области интернальности.

4. Уровень нейротизма значимо коррелирует с коэффициентом групповой адаптации в выборке студентов. Испытуемые этой группы с низким уровнем нейротизма хорошо адаптированы к своему социальному окружению.

В группе учителей эти связи статистически не значимы.

Таким образом, адаптированность личности в группе связана с такими характеристиками как локус контроль, коммуникативный контроль и уровень нейротизма. Следовательно, первая гипотеза нашего исследования подтверждена.

5. Обнаружена тенденция к изменению локуса контроля от интернальности к экстернальности. Следовательно, временная динамика такой индивидуально – личностной характеристики, как локус контроль может менять уровень адаптированности человека к своему социальному окружению на всех этапах его профессионального становления.

6. Выявлена временная динамика адаптационного потенциала личности. Группа студентов демонстрирует высокие показатели коэффициента групповой адаптации, затем в начале профессиональной деятельности при прохождении адаптации к социальному окружению, ее уровень снижается, но приблизительно к 6 годам уровень адаптации к своему окружению возрастает и остается стабильным на протяжении еще 5 лет профессиональной деятельности. У испытуемых со стажем работы 11 - 15 лет, по данным исследования, происходит снижение адаптации в группе.

Таким образом, адаптационный потенциал личности имеет временную динамику и может быть обусловлен такими факторами как возраст и профессиональный стаж. Следовательно, вторая гипотеза нашего исследования подтверждена.

Временная динамика КГА.


Социально-психологические условия развития мотивации достижения у детей младшего школьного возраста. Особенности младшего школьного возраста
На каждом этапе онтогенетического развития человек приобретает ряд личностных качеств и свойств, которые в дальнейшем являются фундаментом для возникновения новых образований личности. Младший школьный возраст играет особую роль в личностном становлении. Начало систематического обучения обусловливает серию изменений в развитии индивида. ...

Тип личности и стили управления.
Классич стиль управления подразделяется на авто- и демократич. В силу типологии лич­ности мы польз-ся теми или иными стилями управления. Автократический приказывающий продающий ESTJ ESTP ISTJ ISTP) (ESFJ ESFP ISFJ ISFP) Демократический участвующий делигирующий INTJ INTP ENTP ENTJ ENFJ ENFP INFJINFP Каждый менеджер в зависимости о ...

Проблема взаимосвязи адаптации и самооценки в раннем юношеском возрасте. Психологическая характеристика ранней юности
Юношеский возраст — период жизни человека между подростковым возрастом и взрослостью. В схеме возрастной периодизации онтогенеза, принятой специалистами по проблемам возрастной морфологии, физиологии и биохимии, данный возраст был определен как 17 — 21 год для юношей и 16 — 20 лет для девушек (Кулагина И.Ю.1999) . Психологи расходятся в ...