Теоретический анализ понятия восприятия времени. Понятие восприятия времени
Страница 1

Материалы по психологии » Особенности восприятия времени у людей с разным типом акцентуации характера » Теоретический анализ понятия восприятия времени. Понятие восприятия времени

Знания об окружающем мире человек получает посредством двух взаимосвязанных процессов – ощущения и восприятия. Ощущения, получаемые с помощью различных анализаторов, предоставляют знания о конкретных, отдельных качествах объекта, восприятие же позволяет собрать целостный законченный образ, при этом не сводимый к сумме входящих в него ощущений. Восприятие зависит от определённых отношений между ощущениями, взаимосвязь которых, в свою очередь, зависит от связей и отношений между качествами и свойствами, различными частями, входящими в состав предмета или явления.

Проблема восприятия времени интересовала ученых с давних пор. Представители разных школ и направлений по-разному трактовали данный феномен. Одни утверждали, что восприятие времени является отражением в человеческом сознании существующего независимо от него времени. [10]. По мнению других, время есть изначальное свойство человеческого организма. [19]. Также существует точка зрения на восприятие как на отдельный вид представлений, т.е. восприятие является актом психической деятельности и, в свою очередь, сами могут быть лишь результатом психической деятельности. [9].

Основным общепринятым определением восприятия времени считается определение данного типа восприятия как отражения длительности, скорости и последовательности явлений, отношения между которыми фиксируются при помощи таких понятий, как хронометрия – отсчет времени посредством использования подручных инструментов с равномерным движением частей; хронология – отражение времени в сопоставлении с общеизвестными событиями; хроногнозия – субъективное время каждого человека, зависящее от значимости и эмоциональной окрашенности события. [6].

В данном виде восприятия различают ощущение длительности, основанное на висцеральной чувствительности, и собственно восприятие времени как результат развития этого ощущения. [16]. Однако и собственно восприятие времени представляет собой не однородный процесс, а делится на восприятие временной длительности, временной последовательности, а также восприятие темпа и ритма. Характерной особенностью времени является его необратимость. Мы можем вернуться к тому месту пространства, от которого мы ушли, но мы не можем вернуть то время, которое прошло. По Рубинштейну, установление объективного порядка или однозначной, необратимой последовательности событий во времени предполагает раскрытие причинной зависимости между ними. Именно на основании причинных зависимостей мы обычно опосредованно решаем вопрос об объективной последовательности событий. Помимо установления порядка или последовательности предшествующего и последующего, временная локализация включает определение величины интервалов, их отделяющих. Знание того, что такое день как временный интервал, включает в себя знание того, что день – это такая-то часть столетия, года, месяца и так далее, что в дне столько-то часов, минут.

Также имеет место предположение некоторых ученых о существовании у человека неких «биологических часов», сходных с таковыми у животных. Однако роль этих «часов» у человека несколько иная, чем у животных. «Биологические часы» животных отсчитывают время соответственно внешним изменениям на основе собственного опыта особи и за эти пределы не выходят. У человека в отличие от животных «биологические часы» опосредствованы общественным опытом. Поэтому отражение времени человеком представляет сознательный процесс, по отношению к которому «биологические часы» находятся в подчиненном положении. [19]

Основное разделение понятия восприятия времени лежит в русле разграничения материалистического и идеалистического направлений в философии и психологии. Идеалисты придерживались мнения, что время является свойством человеческого духа, особенностью именно человеческой психики. Соответственно, для этого направления не существует самого восприятия времени, так как воспринимать можно лишь нечто объективно существующее.

В противоположность первому течению, материалисты утверждали, что первичным является именно объективное время, а восприятие его человеком – явление вторичное.

Идеалистическое направление в определенный период разделилось на два в чем-то схожих направления – генетизм и нативизм. Представитель последнего течения У.Джемс считал, что каждый человек обладает «чувством времени», которое представляет собой добавочное свойство душевной деятельности, которое требует определенных объяснений. Минутные интервалы времени человек оценивает посредством фиксирования изменений в физиологических процессах организма. [10].

Страницы: 1 2


Теория взаимодействия
Помимо рассмотренной выше теории Р. Бейлза существуют и другие, объясняющие внутренние механизмы межличностного взаимодействия. Наиболее популярными в психологии являются: теория обмена, психоаналитический подход, теория управления впечатлениями, концепция символического интеракционизма. Дж. Хоманс, автор теории обмена, считает, что лю ...

Анализ процесса мышления
Рассмотрев характеристики мысли как результативного образования и найдя, хотя бы в первом приближении, необходимый минимум эмпирической определенности, можно сделать следующий шаг – перейти от этого относительно статичного итогового среза к процессу его становления. Такое продвижение "сверху вниз" именно благодаря большей ста ...

Выводы
1. По интегральному показателю «Адаптация» группа характеризуется как имеющая повышенные адаптивные способности, т.е. в данной группе в большей степени присутствуют респонденты с высокими и нормальными адаптивными способностями. Так же большинство респондентов этой группы имеют высокий интегральный показатель самопринятия, принятие дру ...