Теоретический анализ понятия восприятия времени. Понятие восприятия времени
Страница 2

Материалы по психологии » Особенности восприятия времени у людей с разным типом акцентуации характера » Теоретический анализ понятия восприятия времени. Понятие восприятия времени

Представители генетизма рассматривали время как особенность человеческого организма, представляющую собой не простую сумму слуховых и кинестетических ощущений, а их комбинацию, взаимодействие. Мюнстерберг связывал восприятие времени с работой кинестетических анализаторов, фиксирующих прилагаемые для передвижения усилия связок и мышц. Посредством присоединения сенсорного процесса человек получает возможность оценивать промежутки времени.

На крайних идеалистических позициях стоял представитель генетизма Анри Бергсон. По его теории существует время, которое точно измеряемо и объективно существующее в окружающем пространстве, а есть время-переживание, время-«чистая длительность», которое непрерывно и изменчиво, является истинным и лежит в основе бытия.[5]. Далее его постулаты развил П.Жане, утверждавший, что восприятие времени связано с логической памятью, в основе которой лежит последовательность связанных событий. В определенный период взросления ребенок обретает способность дифференцировать события по отношению во времени, отношению «раньше» и «позднее», что и приводит к появлению ориентировки во времени.[19].

Совсем иначе проблему восприятия времени рассматривали представители бихевиористского направления. С их точки зрения, время существует как реальный объективный фактор, воздействующий на человека как один из раздражителей. Этот раздражитель приводит к некоторым изменениям в организме, к коим и относится ориентировка человека во времени. Уотсон считал, что в основе чувства времени лежат ритмические процессы в организме, на которые в своей жизни и ориентирован человек – сердцебиение, дыхание, голод, выделительные функции, половая деятельность. [19].

В рамках марксистского подхода вопросами восприятия времени занимался И.М.Сеченов. Время определялось как объективная форма бытия, существующая вне человека, вне его сознания и деятельности. Оно воспринимается посредством слуховой и кинестетической чувствительности. Таким образом, время рассматривалось как одна из основных форм материи. Сеченов считал, что именно слух является измерителем времени, а слуховая память – память времени.[20].

Также роль в восприятии времени отводилась «чувству усилия», которое вызывается произвольной активностью человека и позволяет дифференцировать моменты движения и неподвижности, из которых складывается ориентировка во временных отрезках.

В отличие от бихевиоризма, направленного на внешнее фиксирование происходящих явлений, представители когнитивного направления больше внимания уделяли внутренним процессам, а именно когнитивной активности человека. В данном контексте восприятие времени представляет собой «когнитивную конструкцию, продукт умственной активности» [1], оцениваемый в зависимости от объема информации, подвергшейся когнитивной обработке за определенный промежуток времени.[3]. Восприятие человеком продолжительности какого-либо события зависит от того, какое количество информации он сознательно усвоил и сохранил за этот промежуток времени. Таким образом объяснялась разница в восприятии одинаковых отрезков времени: чем больше информации проходит когнитивную обработку, чем сложнее эта информация, тем более продолжительным кажется этот отрезок времени для человека.

Проблема восприятия времени рассматривалась и в рамках деятельностного подхода. Уже упоминавшийся Анри Бергсон утверждал, что длительность любого события определяется посредством действия, заполнявшего конкретный промежуток времени, а потому одновременными моментами считаются те, которые составляют части одного и того же действия. Также развитие ориентирования во времени в данном подходе ставится в зависимость от уровня развития деятельности человека и производственных сил. На раннем этапе развития первобытный человек определял только короткие интервалы времени, словно жил только в настоящем, не опираясь на прошлое и не ориентируясь на будущее. С развитием уровня сложности деятельности усложняется и ориентировка во времени, удлиняются воспринимаемые интервалы времени, упрочняется и усложняется связь событий в жизни каждого человека и общества.

С точки зрения представителей деятельностного подхода время как основная форма бытия всегда заполнена определенным содержанием, даже если это содержание и не доступно стороннему наблюдателю. Существование времени без содержания предполагает существование бытия вне времени, что категорически отрицает существование самого бытия. Соответственно, время всегда заполнено некоторым содержанием, некоторой деятельностью, при помощи которой и происходит восприятие и оценки длительности, быстроты и последовательности временных интервалов.[19].

Страницы: 1 2 


Сказка о Капике.
Где-то совсем не так далеко, как думают некоторые, существует страна, вернее, существовала (а, может, и нет) страна, в которой жили необычные существа. Хотя, почему необычные? Как и остальные, они жили себе, поживали, ели, пили, смеялись, горевали, но… при этом все время плакали. И от радости, и с горя. И надо же было такому случиться, ...

Роль темперамента в деятельности человека. Понятие ценности темперамента
Если оценить приведенные психологические характеристики темперамента, то увидим, что в каждом из них есть как хорошие, так и плохие свойства. Так, сангвиник эмоционален и отличается хорошей работоспособностью, но побуждения его неустойчивы, так же неустойчиво и его внимание. Меланхолик отличается меньшей работоспособностью и большой тре ...

Эмпирическое изучение влияния руководителя на подчиненных
Выше отмечалось, что одним из проявлений личной активности руководителя коллектива является его стиль руководства. Под стилем руководства мы понимаем «стабильно проявляющиеся особенности взаимодействия руководителя с коллективом, формирующиеся под влиянием как объективных и субъективных условий управления, так и индивидуально-психологич ...