Типы акцентуаций характераСтраница 1
Как уже было указано выше, существуют 2 наиболее известные классификации акцентуаций: классификации К. Леонгарда [23] и А.Е. Личко [22]. Последняя, хоть и применялась самим автором только по отношению к подросткам, но им же было указано, что нигде нет ограничений на использование ее для изучения разных возрастов, а выводы самого Личко основывались исключительно на его собственных экспериментальных данных.
В своей книге Леонгард выделил и описал 12 типов акцентуаций: экстравертированный, интровертированный, экзальтированный, аффективно-экзальтированный, гипертимический, дистимический, эмотивный, тревожный, возбудимый, застревающий, демонстративный, педантичный. Сам он не составлял никакого опросника по выявлению типа акцентуации, проводя исследования только в виде беседы, в течение которой и определялся доминирующий тип. [23].
Используя теоретические основания типологии Леонгарда, Г. Шмишек в 1970 году разработал тест акцентуаций личности, получивший название опросника Леонгарда-Шмишека (или Шмишека-Леонгарда). К. Леонгард в своей книге «Акцентуированные личности» согласился со списком вопросов, предложенных Шмишеком, указав, что сам он использует подобные высказывания, не придавая им формализованный вид. [31].
При сравнении 2-х классификаций можно обнаружить, что Шмишек исключил такие типы, как экстравертированный и интровертированный, оставив остальные и дав им краткую характеристику, приведенную ниже.
1. Гипертимический тип
Характеризуется хорошим, слегка повышенным настроением, контактностью, словоохотливостью, оптимизмом. У него высокий тонус, он энергичен, активен и проявляет стремление быть лидером, легко адаптируется в незнакомой обстановке.
Однако он неустойчив по интересам, недостаточно разборчив в знакомствах, плохо переносит одиночество, не любит однообразие, дисциплину, вынужденное безделье, монотонную работу, часто переоценивает свои возможности, может являться инициатором конфликтов, бурно реагируя на события, отличается повышенной раздражительностью.
2. Тревожно-боязливый тип
Нерешителен, мало контактен, робок, неуверен в себе, склонен к минорному настроению. Он редко вступает в конфликты с окружающими, играя в них в основном пассивную роль, в конфликтных ситуациях ищет поддержки и опоры. Склонен к углубленному самоанализу и появлению навязчивых состояний.
Человек с этим типом акцентуации характера, нередко располагает привлекательными чертами: дружелюбием, самокритичностью, исполнительностью. Вследствие своей беззащитности нередко служит "козлом отпущения", мишенью для шуток.
3. Дистимический тип
Мало контактен, немногословен, с доминирующим пессимистическим настроением. Он обычно домосед, тяготится шумным обществом, редко вступает в конфликты с окружающими, ведет замкнутый образ жизни.
Люди с такой акцентуацией характера высоко ценят тех, кто с ними дружит, и готовы им подчиниться. Черты личности, привлекательные для партнеров по общению: серьезность, добросовестность, обостренное чувство справедливости. Отрицательные черты — пассивность, замедленность мышления, неповоротливость, индивидуализм.
4. Педантичный тип
В конфликты вступает редко, выступая в них скорее пассивной, чем активной стороной. На службе — бюрократ, предъявляет окружающим много формальных требований, но охотно уступает лидерство другим людям. Данному типу акцентуации характера свойственно изводить домашних чрезмерными претензиями на аккуратность.
Привлекательные черты: добросовестность, аккуратность, серьезность, надежность в делах. Отрицательные и способствующие возникновению конфликтов черты — формализм, занудливость, брюзжание.
5. Возбудимый тип
Данному типу присуща низкая контактность в общении, замедленность вербальных и невербальных реакций. Люди этого типа нередко занудливы, склонны к хамству и брани, к конфликтам, в которых сами являются активной, провоцирующей стороной. Они неуживчивы в коллективе, властны в семье.
Статистическая обработка данных
Статистическая обработка результатов клинических исследований выполнена с использованием пакета прикладных программ "Microsoft Excel ХР" и "Statistica 5.0 for Windows" на ЭВМ типа IBM PC/AT. Средне-групповые значения, дисперсия результатов исследований, минимальные и максимальные значения показателей вычислялись в пр ...
Эмпирическое исследование личностной сферы студента. Организация исследования
Цель данного исследования – проанализировать личностную сферу студента в процессе межличностных отношений, возникающих в группе.
Задачи данного исследования следующие:
- выявить представления субъекта о себе и идеальном «Я» при взаимоотношениях в группе (на основе межличностных отношений);
- оценить состояние личности и атмосферу при ...
Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири
Данная методика создана Т. Лири, Г. Лефоржем, Р. Сазеком в 1954 г. и предназначена для исследования представителей субъекта о себе и идеальном «Я», а также для изучения взаимоотношений в малых группах. С помощью этой методики выявляется преобладающий тип отношения к людям в самооценке и взаимооценке.
При исследовании межличностных отно ...