Типы акцентуаций характера
Страница 1

Как уже было указано выше, существуют 2 наиболее известные классификации акцентуаций: классификации К. Леонгарда [23] и А.Е. Личко [22]. Последняя, хоть и применялась самим автором только по отношению к подросткам, но им же было указано, что нигде нет ограничений на использование ее для изучения разных возрастов, а выводы самого Личко основывались исключительно на его собственных экспериментальных данных.

В своей книге Леонгард выделил и описал 12 типов акцентуаций: экстравертированный, интровертированный, экзальтированный, аффективно-экзальтированный, гипертимический, дистимический, эмотивный, тревожный, возбудимый, застревающий, демонстративный, педантичный. Сам он не составлял никакого опросника по выявлению типа акцентуации, проводя исследования только в виде беседы, в течение которой и определялся доминирующий тип. [23].

Используя теоретические основания типологии Леонгарда, Г. Шмишек в 1970 году разработал тест акцентуаций личности, получивший название опросника Леонгарда-Шмишека (или Шмишека-Леонгарда). К. Леонгард в своей книге «Акцентуированные личности» согласился со списком вопросов, предложенных Шмишеком, указав, что сам он использует подобные высказывания, не придавая им формализованный вид. [31].

При сравнении 2-х классификаций можно обнаружить, что Шмишек исключил такие типы, как экстравертированный и интровертированный, оставив остальные и дав им краткую характеристику, приведенную ниже.

1. Гипертимический тип

Характеризуется хорошим, слегка повышенным настроением, контактностью, словоохотливостью, оптимизмом. У него высокий тонус, он энергичен, активен и проявляет стремление быть лидером, легко адаптируется в незнакомой обстановке.

Однако он неустойчив по интересам, недостаточно разборчив в знакомствах, плохо переносит одиночество, не любит однообразие, дисциплину, вынужденное безделье, монотонную работу, часто переоценивает свои возможности, может являться инициатором конфликтов, бурно реагируя на события, отличается повышенной раздражительностью.

2. Тревожно-боязливый тип

Нерешителен, мало контактен, робок, неуверен в себе, склонен к минорному настроению. Он редко вступает в конфликты с окружающими, играя в них в основном пассивную роль, в конфликтных ситуациях ищет поддержки и опоры. Склонен к углубленному самоанализу и появлению навязчивых состояний.

Человек с этим типом акцентуации характера, нередко располагает привлекательными чертами: дружелюбием, самокритичностью, исполнительностью. Вследствие своей беззащитности нередко служит "козлом отпущения", мишенью для шуток.

3. Дистимический тип

Мало контактен, немногословен, с доминирующим пессимистическим настроением. Он обычно домосед, тяготится шумным обществом, редко вступает в конфликты с окружающими, ведет замкнутый образ жизни.

Люди с такой акцентуацией характера высоко ценят тех, кто с ними дружит, и готовы им подчиниться. Черты личности, привлекательные для партнеров по общению: серьезность, добросовестность, обостренное чувство справедливости. Отрицательные черты — пассивность, замедленность мышления, неповоротливость, индивидуализм.

4. Педантичный тип

В конфликты вступает редко, выступая в них скорее пассивной, чем активной стороной. На службе — бюрократ, предъявляет окружающим много формальных требований, но охотно уступает лидерство другим людям. Данному типу акцентуации характера свойственно изводить домашних чрезмерными претензиями на аккуратность.

Привлекательные черты: добросовестность, аккуратность, серьезность, надежность в делах. Отрицательные и способствующие возникновению конфликтов черты — формализм, занудливость, брюзжание.

5. Возбудимый тип

Данному типу присуща низкая контактность в общении, замедленность вербальных и невербальных реакций. Люди этого типа нередко занудливы, склонны к хамству и брани, к конфликтам, в которых сами являются активной, провоцирующей стороной. Они неуживчивы в коллективе, властны в семье.

Страницы: 1 2 3


История отечественной социальной психологии
Выделяют 5 периодов: 1период-60-е годы 19в. - нач.20в.; 2период-20-е годы - первая половина 30-х годов 20в.; 3период-вторая половина 30-х – первая половина 50-х годов; 4период-вторая половина 50-х – вторая половина 70-х годов 20в. 5период – с 80-х годов 20 века · Первый период (60-е годы 19в. - нач.20в.) В этот период развитие ро ...

Трансактный анализ
Теории трансактного анализа применяли а работе с родителями такие психологи как, К. Стейнер, М. Джеймс и Д. Джонгвард, а также у нас в стране Е.В. Сидоренко. Техника работы в русле трансактного анализа предполагает освоение основных понятий этого теоретического направления и перенесение их на семейную почву. Работа в группах предполагае ...

Анализ результатов исследовательской деятельности. Содержание проблемы исследования
В последние годы в российской системе образования наметилось значительное усиление внимания к общегуманистическим аспектам профессиональной деятельности социального педагога, ориентированной не только на обучение и воспитание, но и социализацию личности ребенка. Социально-экономические и политические изменения, происходящие сегодня в об ...