Сравнение результатов анализа ранних воспоминаний и сценарных вопросников

В анализе ранних воспоминаний и сценарных вопросников можно проследить некоторые общие аналогии, позволяющие определить жизненные стратегии человека.

Так, многие ответы, которые дала А в сценарном вопроснике, находят свое отражение в ранних воспоминаниях. На вопрос: помните ли вы свои детские решения никогда больше так не делать или не испытывать такое чувство, А отвечает: «никогда без совместного решения с родителями не приглашать к себе гостей на день рождения». Это тот проступок, который А описывает в своем раннем воспоминании «Мой День рождения». Также с помощью сценарного вопросника мы узнаем, что А знает, что после ее проступков всегда следуют негативные последствия. Но так же знает то, что если будет упорно трудиться, то обязательно получит вознаграждение. Стиль жизни А выражается в формулах: «Я не повторяю своих ошибок» и «Я извлекаю уроки из своих ошибок». Так же воспоминания А позволили определить позитивное восприятие себя и окружающего мира у А, что связано со сценарной позицией: «Меня все любят, и я тоже всех люблю».

На основе воспоминаний С были получены следующие формулы жизненного стиля: «Жить – значит принимать помощь других людей», «Жизнь - это неудачи, но всегда находиться кто-то, кто мне поможет», «Жизнь – это страдания, которые надо стойко переносить». В ответах сценарного вопросника находится подтверждение этих формул. Так, во сне С присутствует «кто-то», кто помогает, кто заботится о С, это своего рода Мудрец, Конек-горбунок, который живет в сознании С. Любимым героем С был Конек-горбунок. Так же интересно сравнить жизненный стиль: «Жизнь – это страдания, которые надо стойко переносить» и формулу сценарного выигрыша: «Моя жизнь была достаточно тяжелой и долгой, я достаточно себе запрещала, теперь я могу умереть». Очевидно, что они содержат в себе один и тот же смысл.

Воспоминания И позволили прийти к таким формулам жизненного стиля: «Жить – значит чувствовать вину за свои поступки», «Жить – значит испытывать вину за несоответствие ожиданиям других», «Жить – значит постоянно себя контролировать». Каждая из этих формул находит свое подтверждение в ответах сценарного вопросника. Так, «Жить – значит чувствовать вину за свои поступки» подтверждается сном И, в кокором она чувствует вину за свой поступок. «Жить – значит испытывать вину за несоответствие ожиданиям других» говорит о том, что И была не запланированным ребенком. Она часто любит повторять: «Опять я не вовремя». И испытывает вину за свою жизнь, вину за то что доставляет одни неприятности. Формула «Жить – значит, постоянно себя контролировать» подтверждается тем, что И говорит, что на нее люди смотрят оценивающе и поэтому она делает все возможное, чтобы выглядеть хорошо и вести себя «правильно, что бы никто ничего не подумал».


Понятие психологии здоровья
Психология здоровья как понятие имеет двоякий смысл: · Психология здоровья как проблема, аспект научной и практической деятельности клинических психологов, направленной на охрану и укрепление здоровья населения. Разнообразие задач: профилактических, лечебных, реабилитационных, консультативных. · Психология здоровья как психологическая ...

Особенности развития памяти. Феномен памяти
Память — форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в ...

Экспериментальное исследование готовности к обучению детей младшего школьного возраста. Готовность к обучению детей младшего школьного возраста
Деятельность учения, которая в качестве ведущей приходит на смену игровой, поведет развитие детей начальной школы дальше, позволит им овладеть всеми основными сторонами своей психической деятельности. Однако это произойдет только в том случае, если процесс обучения будет строиться с учетом условий, определяющих его развивающий эффект. ...