Заключение

В данной работе были рассмотрены вопросы, посвященные сравнительному анализу формирования жизненных стратегий в концепциях А.Адлера и Э.Берна. Была дана характеристика концепции стиля жизни в теории А.Адлера и представлении о жизненном сценарии в теории Э.Берна. Был проведен сравнительный анализ формирования жизненных стилей в концепциях А.Адлера и Э.Берна. Используя метод ранних воспоминаний, были определены стили жизни трех человек. А также с помощью сценарного вопросника Э.Берна были выявлены жизненные сценарии исследуемых.

В результате проведенного исследования гипотеза о том, что метод ранних воспоминаний А.Адлера и анализ сценарного вопросника Э.Берна позволяют прийти к одинаковым результатам в определении жизненной стратегии человека, была подтверждена частично.

Берн считает, что проблема сценария – решающая для человека: все значение жизни зависит от того, истинна ли теория сценариев. Если мы свободны в своих поступках, это одно; если же мы проводим все свое время и совершаем самые важные поступки, следуя инструкциям, полученным в младенчестве и раннем детстве, но при этом испытываем иллюзию свободы, это совсем другое.[2, с.551] Анализ сценарного вопросника является ключом к пониманию сценария человека. В то время как Адлер пишет, что «ранние воспоминания - это всего лишь намеки, не они являются причиной происходящего. Они больше похожи на отпечатки того, что произошло, и того, какое это получило развитее. Они показывают движение к цели и то, какие для этого преодолевались препятствия. Они рассказывают, почему человека стала привлекать одна сторона жизни больше, чем другая». [1, с.91] Изучение ранних воспоминаний помогает увидеть ситуацию в истинном свете.

Проведя сравнительный анализ основных положений, касающихся формирования жизненного сценария и стиля жизни, в концепциях А.Адлера и Э.Берна, не вызывает сомнения вывод, что оба автора рассматривают человеческую судьбу не как нечто экзистенциальное и неподвластное человеку, а как жизненный план, обусловленный родительским программированием и формирующийся в процессе преодоления трудностей, пережитых в детстве.

С одной стороны, при сравнении результатов анализа ранних воспоминаний и ответов сценарного вопросника можно увидеть ряд аналогий. Но с другой стороны, метод анализа ранних воспоминаний обладает более узкой целью, которая заключается в определении жизненного стиля человека.

Очевидно, что сценарный вопросник Э.Берна дает более полное представление о жизненных стратегиях личности. Стиль жизни у Адлера, это своего рода структурный элемент жизненного сценария в концепции Э.Берна.

Стиль жизни – это значение, которое человек придает миру и самому себе, его цели, направленность его устремлений и те подходы, которые он использует при решении жизненных проблем. [6, с.46]

Сценарий – жизненный план, основанный на принятом в детстве решении, подкрепленный родителями, оправданный последующими событиями и достигающий кульминации в избранной альтернативе.[2,с.572]

Такие определения дают сами авторы терминов «стиль жизни» и «сценарий».

Подводя итоги, можно сказать, что цель данной работы (проведение сравнительного анализа и выявление наличия связи в представлениях о формировании жизненного стиля (жизненного сценария) в концепциях А.Адлера и Э.Берна) была достигнута.


Авторитет руководителя как субъективная сторона управления
Эффективность руководящей деятельности во многом зависит от авторитета руководителя. Авторитет – это личное влияние человека на коллектив, которое он приобретает своим трудом, профессиональными знаниями, организаторскими способностями, нововведениями, умением работать с людьми. Это общественное признание личности, оценка коллективом со ...

Эмпирическое исследование взаимосвязи социально-психологической адаптации и личностной тревожности подростков. Характеристика испытуемых.
В данном исследовании принимали участие, в качестве испытуемых 32 подростка 12-13 лет, учащиеся 7-х классов обще-образовательной школы № 55 г. Самары. Это ученики двух параллельных классов. Среди которых 17 мальчиков и 15 девочек. В большинстве, за исключением трех, обучались с первого класса вместе. Большинство из них живут в одном рай ...

Понятие агрессивности и агрессии, основные теоретические подходы
В психологии термин «агрессия» трактуется по-разному. Многие авторы исследования агрессивности предпочитают ей давать негативную оценку. Но также существует и точка зрения на агрессию с позитивной стороны. Выделим основные определения агрессии в соответствии с основными психологическими теориями и концепциями агрессии и агрессивного по ...