Анализ психопедагогической ситуации

Современная система образования в России делает большой акцент на социализации личности учащегося, однако при этом уделяется мало внимания индивидуальным психологическим особенностям каждого ребенка, что противоречит принципам успешного воспитания.

Главной проблемой в этом контексте является выбор оптимальной модели и инструментов социализации учеников в ходе обучения. Для педагога-психолога особенно важно уметь пользоваться данными инструментами. Поэтому для углубления теоретических и практических знаний мною выбрана тема развития чувства эмпатии, как необходимое условие и способ социализации ученика среднего звена.

Данный проект призван исследовать чувство эмпатии у учеников среднего звена, как неотъемлемую часть их социализации.

Степень разработанности этого вопроса является невысокой. Анализом развития чувства эмпатии учеников среднего звена занимались И.М. Юсупов, В.Н. Белкина, Т.П. Гаврилова, СБ. Борисенко, В.П. Кузьмина, Г.Ф. Михальченко, С. В. Салыкова, Л.А. Сивицкая.

Актуальность работы определяется недостаточным уровнем социализации школьников и замедленном протекании этого процесса, вследствие психологической закрытости и отстраненности детей.

Объектом исследования развитие чувства эмпатии и учеников среднего звена и степени его влияния на процесс социализации личности детей.

Предметом исследования избраны учащиеся пятого класса общеобразовательной школы Екатеринбурга, их эмоционально-волевые качества, в частности чувство эмпатии, особенности взаимодействия с учителем и друг другом, а также протекание процесса их социализации.

Цель данной работы – подтвердить в ходе исследований значимость чувства эмпатии для социализации личности учеников среднего звена, а также разработать план работы с учащимися для дальнейшего развития чувства эмпатии у них.

При написании данного проекта стоят следующие задачи:

1. Дать характеристику чувству эмпатии и процессу социализации личности;

2. Сформулировать основы проектировочной и аналитической деятельность педагога-психолога для развития чувства эмпатии у учащихся среднего звена;

3. Исследовать зависимость социализации личностей учащихся от развития чувства эмпатии на примере пятого класса школы Екатеринбурга;

4. Сделать выводы и распланировать методику преподавания и работы с учащимися для развития у них чувства эмпатии на будущий период;

5. Оформить работу согласно стандартам.

Методология исследования включает в себя метод сопоставительного анализа, синтеза, индукции и аналогии.

Сопоставительный анализ состоит из чтения профильной литературы, просмотра результатов тестирования учащихся, и сравнения мнений экспертов с реальной ситуацией. Далее в ходе синтеза полученные данные объединяются для планирования и стратегии деятельности педагога.

Индуктивный метод, в свою очередь, помогает исследовать индивидуальные эмоциональные характеристики характера учащихся и установления взаимосвязи между отдельными психологическими чертами. Для тестирования будет применятся методика.

Содержание работы включается в себя введение, три главы, первая из которых теоретическая, вторая практическая, исследовательская, а третья – проектная, заключение и список источников литературы, из которых был почерпнут материал для написания работы.


Теоретические основы проблем развития лидерских качеств у старших школьников. Понятие и типы лидерства в психологии
Лидер - лицо, способное воздействовать на других в целях интеграции совместной деятельности, направленной на удовлетворение интересов данного сообщества. В общественной жизни, лидера, как центральную, наиболее авторитетную фигуру в конкретной группе лиц, можно выделить практически в каждом виде деятельности, и в любой исторический пери ...

Методические рекомендации по проведению игр
Как мы подчеркивали в самом начале, дошкольники действуют не в соответствии с нормами и представлениями, а на основе собственных чувственных впечатлений и непосредственного опыта. Именно поэтому наша программа основана не на объяснениях, не на поощрениях или порицаниях, а на организации непосредственных взаимоотношений между детьми. При ...

Первые приступы паники
В абсолютном большинстве случаев первые приступы паники (по свидетельству пациентов) возникают вне дома — во время управления автомобилем или ходьбы, на работе или в школе; в общественном месте; в автобусе, самолете, метро или в ситуации социальной оценки. К показывает наш опыт, к ситуациям, предрасполагающим к возникновению первых прис ...