Проблема агрессивности одна из самых значительных проблем современной психологии.

Тревожным симптомом является рост числа несовершеннолетних с девиантным поведением, проявляющихся в асоциальных действиях (алкоголизм, наркомания, нарушение общественного порядка, хулиганство, вандализм и др.). Усилилось демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым поведение. В крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность. Резко увеличилась преступность среди молодёжи. По сравнению с недавним прошлым, возросло число тяжких преступлений, сознание фиксирует увеличение конфликтов и фактов агрессивного поведения людей. На почве социальных противоречий возникают межгрупповые и межличностные конфликты.

Кроме того, проблема агрессивности мало изучена теоретически.

Эта проблема имеет давнюю историю. Многие исследователи в нашей стране (Воронов Ю., Маринина Е., Можгинский Ю.Б., Реан А.А., Савина О.О., Семенюк Л.М., Фурманов И.А.) и за рубежом (Бандура А., Уолтерс Р.) занимались проблемой агрессии, но к одному знаменателю не пришли, так как она сложна и многогранна и, следовательно, одного решения быть не может. В центре внимания исследователей оказались такие аспекты проблемы: биологические и социальные детерминанты агрессии, механизмы ее усвоения и закрепления, условия, определяющие проявления агрессии, индивидуальные и половозрастные особенности агрессивного поведения, способы предотвращения агрессии.

Вопросы, связанные с человеческой агрессивностью, затрагиваются во многих психологических исследованиях. Наличие чрезвычайно высокой концентрации агрессии в обществе и отсутствие однозначного и адекватного научного определения этого сложного феномена делают проблему исследования агрессивности одной из наиболее актуальных проблем современного мира, важной теоретической и практической задачей.

Агрессивность формируется преимущественно в процессе ранней социализации в детском и подростковом возрасте, и именно этот возраст наиболее благоприятен для профилактики и коррекции.

Этим и объясняется актуальность темы агрессии подростков.

Цель работы – изучить особенности проявления агрессивного поведения детей подросткового возраста, воспитывающихся в семье и в условиях школы-интерната.

Предмет исследования - психологические особенности агрессивного поведения детей в подростковом возрасте.

Объектом исследования – дети подросткового возраста из школы – интерната (5 человек) и дети, воспитывающиеся в семье (5 человек).

Базой экспериментального исследования являются подростки – учащиеся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы – интерната

II

вида г. Советска Кировской области и подростки – учащиеся МОУ средней общеобразовательной школы с углублённым изучением отдельных предметов №1 г. Советска Кировской области.

Гипотеза: уровень агрессивности будет выше у детей, которые обучаются в школе – интернате.

Для решения поставленной цели в работе ставятся следующие

задачи:

1.Изучить состояние

проблемы по психолого – педагогической литературе.

2.Определить уровень агрессивности у детей, воспитывающихся в семье и в условиях школы – интерната.

3.Разработать методические рекомендации по снижению агрессивности у подростков.

4.Разработать методы профилактики и коррекции агрессивного поведения у подростков.

Методы исследования:

В ходе изучения данной проблемы использовали различные методы – наблюдение, беседа, тестирование. В процессе тестирования было опрошено 5 подростков, которые учатся в 8 классе в общеобразовательной школе, и 5 подростков с нарушениями слуха (тугоухость

III

IV

степени), которые учатся в 8 классе в школе – интернате (слухопротезированы современными цифровыми аппаратами).

1. Агрессия как психологический феномен


Результаты исследования. Анализы тестирования
Первый испытуемый 45 лет, женского пола работает не по специальности. На то, чтобы я протестировала её, согласилась сразу, удивление неожиданности не было. Уговаривать или давить на испытуемого. При ответах на вопрос наблюдались такие факторы: вдумывалась в вопросы, рассуждала и давала четкие и точные ответы. Время исследования тестиров ...

Имидж делового человека
Искусство нравиться есть великая тайна, которая, даруемая ли природою или похищаемая упорным усилием, в обоих случаях достойна уважения и зависти; в последней дани ей немногие и отказывают. П.А. Вяземский Имидж - это искусство управлять впечатлением. Э. Гофман Для каждого человека важно, как он выглядит в глазах окружающих. Име ...

Рекомендация по исправлению ошибок письма
Для того чтобы у учащихся не появлялись ошибки в письме, необ­ходимо выработать у них привычку контролировать грамматическую и смысловую стороны написанного, также возможно введение новых методик по совершенствованию навыков письма; учитель может также предлагать новые интересные упражнения (например, написать небольшое письмо своему ку ...