Проблема агрессивности одна из самых значительных проблем современной психологии.

Тревожным симптомом является рост числа несовершеннолетних с девиантным поведением, проявляющихся в асоциальных действиях (алкоголизм, наркомания, нарушение общественного порядка, хулиганство, вандализм и др.). Усилилось демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым поведение. В крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность. Резко увеличилась преступность среди молодёжи. По сравнению с недавним прошлым, возросло число тяжких преступлений, сознание фиксирует увеличение конфликтов и фактов агрессивного поведения людей. На почве социальных противоречий возникают межгрупповые и межличностные конфликты.

Кроме того, проблема агрессивности мало изучена теоретически.

Эта проблема имеет давнюю историю. Многие исследователи в нашей стране (Воронов Ю., Маринина Е., Можгинский Ю.Б., Реан А.А., Савина О.О., Семенюк Л.М., Фурманов И.А.) и за рубежом (Бандура А., Уолтерс Р.) занимались проблемой агрессии, но к одному знаменателю не пришли, так как она сложна и многогранна и, следовательно, одного решения быть не может. В центре внимания исследователей оказались такие аспекты проблемы: биологические и социальные детерминанты агрессии, механизмы ее усвоения и закрепления, условия, определяющие проявления агрессии, индивидуальные и половозрастные особенности агрессивного поведения, способы предотвращения агрессии.

Вопросы, связанные с человеческой агрессивностью, затрагиваются во многих психологических исследованиях. Наличие чрезвычайно высокой концентрации агрессии в обществе и отсутствие однозначного и адекватного научного определения этого сложного феномена делают проблему исследования агрессивности одной из наиболее актуальных проблем современного мира, важной теоретической и практической задачей.

Агрессивность формируется преимущественно в процессе ранней социализации в детском и подростковом возрасте, и именно этот возраст наиболее благоприятен для профилактики и коррекции.

Этим и объясняется актуальность темы агрессии подростков.

Цель работы – изучить особенности проявления агрессивного поведения детей подросткового возраста, воспитывающихся в семье и в условиях школы-интерната.

Предмет исследования - психологические особенности агрессивного поведения детей в подростковом возрасте.

Объектом исследования – дети подросткового возраста из школы – интерната (5 человек) и дети, воспитывающиеся в семье (5 человек).

Базой экспериментального исследования являются подростки – учащиеся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы – интерната

II

вида г. Советска Кировской области и подростки – учащиеся МОУ средней общеобразовательной школы с углублённым изучением отдельных предметов №1 г. Советска Кировской области.

Гипотеза: уровень агрессивности будет выше у детей, которые обучаются в школе – интернате.

Для решения поставленной цели в работе ставятся следующие

задачи:

1.Изучить состояние

проблемы по психолого – педагогической литературе.

2.Определить уровень агрессивности у детей, воспитывающихся в семье и в условиях школы – интерната.

3.Разработать методические рекомендации по снижению агрессивности у подростков.

4.Разработать методы профилактики и коррекции агрессивного поведения у подростков.

Методы исследования:

В ходе изучения данной проблемы использовали различные методы – наблюдение, беседа, тестирование. В процессе тестирования было опрошено 5 подростков, которые учатся в 8 классе в общеобразовательной школе, и 5 подростков с нарушениями слуха (тугоухость

III

IV

степени), которые учатся в 8 классе в школе – интернате (слухопротезированы современными цифровыми аппаратами).

1. Агрессия как психологический феномен


Ощущение и его роль в формировании дея-ти.
Ощущение – отражение св-в предметов объект мира, возникающего при их непосредств воздей­ствии на ограны чувств. Представители: Вундт, Мах, Авенариус, Сеченов, Ленин, Павлов. Ощу­щение есть действительно непосредст­венная связь сознания с внеш миром, есть превращение энергии внеш раздражения в факт сознания. По своим физиологич механизма ...

Дифференциальный диагноз
Паническое расстройство необходимо отличать от панических атак, возникающих как часть установленных фобических расстройств. Панические атаки могут быть вторичными по отношению к депрессивным расстройствам, особенно у мужчин, и если также выявляются критерии депрессивного расстройства, паническое расстройство не должно устанавливаться ка ...

Модель обработки инфы.
Инфа передаётся 2 путями: специфич (первое впе­чатление) – по этому пути передаются физ хар-ки стимула. Спец идёт через спинной продолговатый мозг, прямо к коре гол мозга. Неспецифич – от него зависит точность и объём восприятия, на нём формир-ся подключение эмоций, эмоц обработка инфы. Когда мы не успеваем выработать отноше­ние (в силу ...