Введение

История учения о характере показывает значительное разнообразие даже в исходных позициях при определении этой важнейшей стороны личности. В повседневной жизни термин «характер» также употреблялся в различном смысле. Поэтому первой задачей изучения характера должно быть определение термина «характер», хотя бы предварительное, могущее служить отправным пунктом для дальнейших исследований, так как, не имея понятия о том, что такое характер, нельзя говорить ни о структуре, ни о формировании характера.[11,c.18]

С незапамятных времен люди обращали внимание на то, что многие из нас в чем-то похожи, а в чем-то очень разные. Вглядываясь в эти свойства и различия исследователи обнаружили, реальность существования характеров. Характер – это устойчивая особенность отношения к миру, окружающим, к себе. Это разнообразные черты, образующие типический ансамбль, сочетание, рисунок. Это не просто черты сами по себе, они связаны друг с другом и проникают друг в друга по логике характера. У каждого характера своя внутренняя связующая логика – и это важно понять и почувствовать. [2,c.4]

Число черт характера, которые зафиксированы человеческим опытом и нашли обозначение в языке, чрезвычайно велико и, во всяком случае, превышает тысячу наименований. Вариативность черт характера проявляется не только в их качественном многообразии и своеобразии, но и в количественной выраженности. Есть люди более или менее щедрые, более или менее честные и откровенные. Когда количественная выраженность той или иной черты характера достигает предельных величин и оказывается у крайней границы нормы, возникает так называемая акцентуация характера.

Акцентуация характера – это крайние варианты нормы, как результат усиления его отдельных черт. При этом у индивида проявляется повышенная уязвимость к одним стрессогенным факторам при его устойчивости по отношению к другим. Слабое звено в характере человека зачастую обнаруживается лишь в тех трудных ситуациях, которые с необходимостью требуют активного функционирования именно этого звена.

Известно, что акцентуации в ряде случаев сочетаются с отклоняющимся поведением, таким, как противоправные действия, суицидальное поведение, употребление наркотиков. В то же время поведение многих людей с акцентуированным характером не является отклоняющимся. И, напротив, девиантное поведение могут демонстрировать и люди с не акцентуированным характером. При каждом типе акцентуации имеются свойственные ему, отличные от других типов, "слабые места". Проблему акцентуаций характера изучали К. Леонгард, А.Е. Личко, Е.Н. Каменская, Л.Д. Столяренко, К.К. Платонов все это говорит об актуальности данной проблемы.

Объектом исследования является социализация подростков с акцентуированными характерами.

Предметом исследования являются проблемы социализации подростков с акцентуированными характерами.

В качестве гипотезы исследования было выдвинуто следующее положение: что социально-педагогическое сопровождение подростков с различными типами акцентуаций характера, представленное комплексом превентивных, просветительских, диагностических и коррекционных мероприятий будет способствовать созданию оптимальной ситуации социального развития подростков, формированию ценностей здорового, социально одобряемого образа жизни, а также снижению чистоты проявлений нарушений культурных, социальных и правовых норм.

Цель исследования: изучение проблем социализации подростков с акцентуированными характерами на основе анализа информационного пространства по данной проблеме, и разработка программы социально-педагогического сопровождения детей с акцентуациями характера.

Исходя из сформированной цели, можно определить следующие задачи исследования:

1. Изучить состояние проблемы характера и акцентуаций характера в современной психолого-педагогической и методической литературе, возрастные проблемы механизмы и динамику формирования характера у подростков.

2. Исследовать классификацию, причины и проявление в поведении, общении, деятельности акцентуаций характера у подростков.

3. Изучить методы исследования акцентуаций характера у подростков, обобщить полученные данные сделать выводы.

Исходя из задач, были определены методы социально-педагогического исследования: анализ литературных материалов; анализ понятийно-терминологической системы; изучение и обобщение массового и индивидуального педагогического опыта.

База исследования: МОУ «Средняя общеобразовательная школа №4» г. Котласа.

Структура и объем работы: выпускная квалификационная работа состоит из оглавления, введения, основной части, заключения, библиографии.

В первой главе нами проанализированы базовые понятия проблемы исследования, возрастные закономерности и механизмы формирования характера у подростков.

Вторая глава посвящена проблемам социализации подростков с акцентуированными характерами.

В третьей главе нами была проведена исследовательская деятельность, анализ исследовательской работы и разработана программа социально-педагогического сопровождения акцентуированных подростков в общеобразовательной школе.


Понятие конфликта. Понятие “конфликт”.
Рассмотрение функций конфликта и особенностей их реализации в коллективе целесообразно начать с определения понятия “конфликт”, анализа основных подходов к изучению данной проблемы, рассмотрения динамики и типологии конфликта. Конфликты — одно из важнейших явлений современной социальной и политической жизни. Жизнь человека в обществе с ...

Методы психологии. Понятие о методе науки
Метод - это путь научного исследования или способ познания какой-либо реальности. По своему составу научный метод представляет собой совокупность приемов или операций, которые осуществляет исследователь при изучении какого-либо объекта. Так, метод интроспекции включает одну совокупность операций, а метод эксперимента - совершенно иную. ...

Характеристика свойств внимания
Внимание обладает рядом свойств, которые характеризуют его как самостоятельный психический процесс. К основным свойствам внимания относятся устойчивость, концентрация, распределение, переключение, отвлекаемость и объем внимания. Устойчивость заключается в способности определенное время сосредоточиваться на одном и том же объекте. Если ...