Исследование мотивов учебной деятельности
Страница 2

По мнению учёных, мотивация задаёт направленность, характер, способности личности, оказывая на них решающее влияние. Существуют понимаемые и реально действующие, внешние и внутренние мотивы.

Изучение мотивов учебной деятельности учащихся средних классов

Диагности мотивационной сферы представляет собой очень сложную задачу с точки зрения разработки адекватных методик. Это связанос тем, что мотивы деятельности и поведения, образуя ядро личности, является наиболее "закрытой зоной" личности. И наиболее оберегаемой (сознательно или подсознательно) самой личностью от постороннего проникновения в эту сферу.

Обычно мотивационная сфера личности, именно в связи с вышесказанным, изучается с помощью сложных методик так называемого проективного типа. Проективные методики очень трудоемки и, кроме того, требуют высочайшей квалификации от специалиста-психолога, который с ними работает.

Вместе с тем в педагогической практике и в психологи-педагогических исследованиях применяются методики, которые хотя и не удовлетворяют в полной мере необходимым требованиям, все-таки дают возможность получать определенные результаты.

Ниже приводятся две методики такого типа. Обе они достаточно широко применяются как в исследованиях, так и в деятельности психологической службы школы. Необходимо сделать здесь следующие комментарии.

Методика № 1

.

Изучение отношения к учебным предметам (по Г. Н. Казанцевой)

Раздел 1

назовите из всех изучаемых в школе предметов твои самые

А. Любимые _

Б. Нелюбимые

Раздел 11

Подчеркни причины, характеризующие твое отношение к предмету.

Допиши недостающие.

Люблю предметы потому, что:

Данный предмет интересен.

Нравится, как преподает учитель.

Предмет нужно знать всем.

Предмет нужен для будущей работы.

Предмет легко усваивается

Предмет заставляет думать

Предмет считается выгодным

Требует наблюдательности, сообразительности.

Предмет требует терпения.

Предмет занимательный.

Товарищи

Методика № 2

.

Изучение мотивов учебной деятельности

Методика изучения мотивов учебной деятельности разработана на кафедре педагогической психологии Ленинградского университета (модицикация А.А.Реана, В.А.Якунина)

Инструкция Прочитайте внимательно приведенные в списке мотивы учебной деятельности. Выберите из них пять наиболее значимых для вас. Отметьте значимые мотивы знаком "Х" в соответствующей строке.

Были созданы анкеты для тестирования:

Обработка результатов

Определяется частота называния мотивоы в числе наиболее значимых по всей обследуемой выборке. На основании полученных результатов определяется ранговое место мотива в данной выборочной совокупности (школа, класс, группа и т.д.) результаты заносятся в форму № 1

Форма 1. Название обследуемой выборки

_учащиеся 6 классов Школы № 32 "Эврика – развитие "

Объем выборочной совокупности

55 учащихся. Из них 20 мальчиков + 35 девочек.

Название: Мотивы учебной деятельности

Таблица № 1

Підпис: Номер мотива по списку	1	2	3	4	5	6	7	8	9	10	11	12	13	14	15	16	
Количество названий мотива	32	27	33	40	8	30	10	9	10	27	8	12	5	7	5	7	
Частота называния мотива	58	49	60	73	15	55	18	16	18	49	15	22	9	13	9	13	
Рейтинг мотива	9	7	10	11	3	8	5	4	5	7	3	6	1	2	1	2	
																
ранг 11	 			 													
10	 		 	 													
9	 		 	 													
8	 		 	 		 											
7	 	 	 	 		 				 							
6	 	 	 	 		 				 		 					
5	 	 	 	 		 	 		 	 		 					
4	 	 	 	 		 	 	 	 	 		 					
3	 	 	 	 	 	 	 	 	 	 	 	 					
2	 	 	 	 	 	 	 	 	 	 	 	 		 		 	
1	 	 	 	 	 	 	 	 	 	 	 	 	 	 	 	 	
	1	2	3	4	5	6	7	8	9	10	11	12	13	14	15	16	
																Мотив

Достоверность результатов, получаемых по методикам такого типа,

существенно повышается, если опрос проводится анонимно. Ясно, что это не всегда приемлемо. Но в тех случаях, когда это возможно, указанное обстоятельство следует иметь в виду. И второе. Строго говоря, рассматриваемые ниже две методики по типу относятся скорее не к психологическим, а к социально-педагогическим, социалогическим и, может быть к социально-психологическим методикам. А поэтому результаты полученные с их помощью, являются особенно ценными и полезными, когда речь идет не об индивидуальной диагностике, а об исследованиях массовой выборки (школа, курс, класс, параллель .)

Заметим, что именно такие задачи являются нередко актуальными для оптимального функционирования образовательного учреждения, планирования, осуществления педагогического процесса и получения обратной связи.

Страницы: 1 2 3


Самооценка личности. Характеристика уверенной личности.
На эту проблемы еще в 20 годы обртили внимание После установки, что психосоматические заболевания приходятся на людей с низкой самооценкой. В 40 е годы в США Андра Сальтер основал клинику по профилактере пониженной самооценки. Сальтер дал определение уверенной в себе личности: - открытость- свои чувства человек называет совими именами ...

Идентичность юношеского возраста
Вероятно, ни один аспект психологии юношеского возраста не привлекал к себе такого большего внимания, какое в течение многих лет уделялось вопросам Я - концепции, самооценки и идентичности [49]. Еще в 1980 году Ульям Джеймс посвятил феномену Я целую главу своей книги «Принципы психологии» (Jems, 1980). В 1947 году Карл Роджерс выступал ...

Понятие психики.
Традиционно психика опред-ся как св-во жи­вой мате­рии отражать своим состоя­нием окр мир. Пси­хика – вирт сжатие природы, отра­жение объектив­ного мира. Мир -> отраж система -> нервная отраж система. Отраж псих явление: псих отражение не явл-ся зер­кальным мех кооперированием мира. Псих отобра­же­ние сопровождается отбором инфы, ...