Продуктивное взаимодействие
Страница 1

Пятый этап характеризуется собственно состоянием адаптированности индивида. Для него характерно состояние комфорта, эмоциональной стабильности и уравновешенности. Общий тон эмоциональных переживаний положительный и не отличается экстремальным характером. Отношение к ситуации также устойчиво и позитивно. Адаптационный процесс завершает свой цикл, и основной вес опять переносится на эмоциональный компонент. Действительно, чаще всего состояние адаптированности связывают с общим позитивным состоянием индивида: ощущением комфорта и удовлетворенности.

Однако эмоциональное благополучие является не единственным критерием адаптированности. Называя данный этап этапом продуктивного взаимодействия, необходимо отметить, что на самом деле процесс адаптации может иметь два отличающихся друг от друга исхода. Мы выходим на одну из самых острых проблем теории адаптации: проблему противоречия между гомеостатическим идеалом адаптированной системы, стремлением к покою и равновесию и идеалом вечного движения как условия жизни, стремлением живой системы к новой информации, изменению и развитию. Широко распространённая гомеостатическая модель ставит целью адаптации оптимальное приспособление к среде и состояние покоя для индивида; модель развития (или системная социальная адаптация,) - построение новой, более совершенной системы взаимодействия со средой и самореализация для индивида в продуктивной творческой деятельности.

На пятом, заключительном этапе социальной адаптации могут реализоваться обе модели взаимодействия. Итог во многом зависит от первоначальной установки индивида на приспособление (равноценно индивида к среде или среды к индивиду) или установки на оптимизацию самого взаимодействия, достижение более высокого уровня функционирования в контакте со средой

Охарактеризуем особенности заключительного этапа адаптации для той и другой модели.

Несмотря на общий положительный эмоциональный фон, характерный для заключительного этапа процесса, при реализации разных моделей имеют место существенные различия на уровне когнитивных и поведенческих характеристик. В первом случае достижение состояния покоя и умиротворенности приводит к общему снижению степени функционирования личности. Внешняя поведенческая активность, как правило, умеренная и направлена преимущественно на поддержание достигнутого равновесия. То есть опять, как и на первом этапе, характеризуется реактивностью. Хотя общая информированность хорошая, однако, чувствительность к новой информации снижается, возникает риск формирования жестких стереотипов восприятия и поведения.

Несмотря на комфортность, индивид не застрахован от риска новой дезадаптации. Это может произойти в случае жёсткого фиксирования стереотипов и потери контакта с реальностью, которая непрерывно меняется. Если активность индивида будет направлена только на поддержание достигнутого равновесия, а поведение будет лишь реактивным ответом на колебания среды, то новая дезадаптация возникнет неизбежно, так как в этом случае игнорируется сам процесс дальнейшего развития личности и естественного изменения среды. Риск новой дезадаптации особенно высок в такой подвижной среде, как социальная. Новые изменения вызовут реакцию отторжения, которая поменяет положительное эмоциональное состояние на противоположное, имеющаяся информация станет неактуальной, и человек вновь окажется на первом этапе процесса. Таким образом, гомеостатическая модель адаптации, которая достаточно успешно работает в малоподвижных системах, таких как физическая и, частично, биологическая, приводит процесс социальной адаптации к замкнутому кругу, а личность - к постоянно возобновляющимся дезадаптациям.

При реализации второй модели удаётся так преобразовать изначальную неудовлетворительную ситуацию взаимодействия, что индивид и среда (или партнер) образуют теперь новую систему, где каждый занимаем свое место, и общее функционирование системы имеет некоторый положительный эффект ни сравнению с изолированным функционированием индивида и противостоящей ему среды. При оптимальном построении системы взаимодействия человек реализуется в продуктивной деятельности, которая одновременно приветствуется средой (или партнером). Как правило, этот процесс сопровождается усложнением организации обеих сторон. Все приобретения, актуализированные на предыдущих этапах, закрепляются в активном арсенале личности, повышая её общую адаптивность. Характерно, что идея постепенного накопления адаптивных ресурсов в результате последовательного ряда адаптации уже не раз излагалась в контексте теории адаптации.

Страницы: 1 2 3


История развития понятий менталитет и ментальность.
Термин «менталитет» в настоящее время достаточно популярен, хотя используется довольно давно (Впервые встречается в трудах американского писателя Ральфа Эмерсона в 1882г.). Отдельные аспекты понятия «менталитет» получили отражение в трудах Декарта, Канта. Значительный вклад в разработку понятия «менталитет» внес швейцарский психолог К ...

Критерии и психологические факторы эффективности руководства. Критерии и факторы эффективности руководства
Проблема эффективности руководства группой имеет большую практическую значимость. Изучение процесса руководства первичным коллективом и выделение факторов его эффективности позволяет выработать научно обоснованные рекомендации по совершенствованию взаимодействия руководителя с коллективом, имеющие конечной целью рост эффективности данно ...

Социометрия
Уже в старшей группе детского сада существуют достаточно прочные избирательные отношения. Дети начинают занимать разное положение среди сверстников: одни более предпочитаемы для большинства детей, а другие — менее. Обычно предпочтения одних детей перед другими связывают с понятием «лидерство». Проблема лидерства является одной из важней ...