Продуктивное взаимодействие
Страница 2

Поддержание активности личности на достаточно высоком уровне дает возможность адекватного и своевременного реагирования на новые изменения. Поведенческая гибкость и открытость

опыту являются необходимыми качествами, способными поддерживать состояние адаптированности, несмотря на определенные колебания среды. Творческая продуктивная активность предполагает постоянный приток новой информации. Поэтому в отличие от предыдущей модели у индивида сохраняется чувствительность к новой информации. Установка на оптимальное взаимодействие и самореализацию в продуктивной деятельности обеспечивает непрерывной развитие и самосовершенствование личности, которое только стимулируется новыми изменениями, происходящими во внешней среде или во внутреннем мире человека. В этом случае изменения ситуации взаимодействия служат не фрустрирующим фактором, а толчком к дальнейшему развитию. (Не случайно адаптация исторически рассматривалась в связи с теорией эволюции . Однако в случае социальной адаптации движущей силой развития служит не естественный отбор, а прогрессивные изменения в результате построения новых систем взаимодействия).

При оптимальном разрешении каждый новый адаптивный процесс повышает общий уровень функционирования личности и, совершенствуя ее внутреннюю организацию, делает личность всё более независимой от колебаний внешней среды. Если итогом адаптивного процесса является лишь подстройка к новым условиям среды, обусловленная тенденцией к покою, человек обречен на постоянные реадаптации. Таким образом, гомеостатическая модель способна обеспечить лишь ситуативную адаптацию к ограниченной среде, в то время как системная повышает адаптивный потенциал личности, способствуя общей адаптации .

В целом особенности протекания и длительность каждого этапа могут быть различными и зависят:

1) от характеристик среды, с которой необходимо взаимодействовать;

2) от интенсивности изменений,

3) от общей адаптивности личности;

4) от особенностей личности, позволяющих наиболее успешно функционировать на определённых этапах процесса.

А так протекание процесса социальной адаптации зависит от того, какой тип адаптационного процесса будет использовать человек. Выделяют четыре основных типа:

1. направленности вектора активности "наружу" соответствует один тип адаптации. Он характеризуется активным влиянием личности на среду, ее освоение и приспособление к себе.

2. Направленности вектора активности "внутрь" соответствует другой тип адаптационного процесса. Он связан с активным изменением личностью себя, коррекцией своих социальных установок и привычных инструментальных, поведенческих стереотипов. Это тип активного самоизменения и активного самоприспособления к среде.

И, в общем-то, неизвестно, какой тип дается легче с энергетической (физической) и с эмоциональной (психологической) точки зрения: изменение среды или себя.

3. В случае неприемлемости для личности, по каким – либо причинам двух рассмотренных вариантов, адаптационный процесс протекает по типу активного поиска в социальном пространстве новой среды с высоким адаптационным потенциалом для данной личности. Последнее обстоятельство (для данной личности) является принципиально важным. Потому, что понятие "адаптационный потенциал среды" всегда должно рассматриваться в субъективном контексте.

4. В действительности существует еще один тип адаптационного процесса. Причем, он как раз и является наиболее распространенным и наиболее эффективным с точки зрения адаптации. Этот тип называется вероятно-комбинированным. Он основан на использовании всех вариантов "чистых" типов.

Выбор того или иного варианта осуществляется в результате оценки личности успешности адаптации при разных типах адаптационной стратегии. При выборе стратегии личностью оцениваются:

1. требования социальной среды – их сила, степень враждебности, степень ограничения потребностей личности, степень дестабилизирующего влияния и т.п.

Страницы: 1 2 3


Понятие о внимании. Внимание как психологический феномен
Внимание представляет собой психологический феномен, в отношении которого до настоящего времени среди психологов нет единого мнения. С одной стороны, в психологической литературе рассматривается вопрос о существовании внимания как самостоятельного психического явления. Так, некоторые авторы утверждают, что внимание не может рассматриват ...

Приложения
Приложение А Диагностика по математике в подготовительной к школе группе 1. Умение продолжать заданную закономерность, найти нарушение закономерности 2. Умение сравнивать числа в пределах 10 с помощью наглядного материала и устанавливать, на сколько одно число больше или меньше другого 3. Умение использовать для записи сравнения зна ...

Общение и отношение
В концепции М.И. Лисиной общение выступает как особая коммуникативная деятельность, направленная на формирование взаимоотношений. Аналогичным образом понимают соотношение этих понятий и другие авторы (Г.М. Андреева, К.А. Абульханова-Славская, Т.А. Репина, Я.Л. Коломинский). В то же время отношения являются не только результатом общения, ...