Формирующий эксперимент
Страница 1

На втором этапе исследования был проведен формирующий эксперимент. В нем ставилась задача проследить изменения умения общаться в процессе разработанного комплекса занятий.

Ведущей формой работы с детьми явились занятия этического характера. Для обучения детей умению межличностного общения предлагается цикл из 12 занятий (см. приложение № 5).

Продолжительность занятий 35-40 минут. Проводились они во второй половине дня.

Каждое занятие ставит своей целью обучить:

- умению общаться при помощи неречевых средств (мимики, пантомимики, жестов) и понимать собеседника по используемым жестам и мимике (занятие №1);

- умению устанавливать контакт с помощью речевых и неречевых средств (обращение по имени, контакт глаз, комплимент) (№2);

- умению использовать речевые вариативные формулы (приветствие, прощание, благодарности (№3-5);

- умению понимать и выражать свое настроение при помощи слов (№6);

- умению вести себя в общении в соответствии с нормами этикета (доброжелательный тон, сдержанность жестов, расположение партнеров лицом друг к другу (№7);

- умению четко, ясно, выразительно высказывать в речи свое коммуникативное намерение (№8);

- умению внимательно выслушивать собеседника (№9);

- умению понимать эмоциональное настроение другого (сопереживать) (№10-11);

- умению вести себя в конфликтной ситуации.

Формы работы при формировании эксперимента.

Необходимо помнить, что созданию эмоционального настроя у детей способствует стиль общения педагога с детьми, структура занятий и используемые педагогические приемы.

Поэтому благодаря и постоянному персонажу – Феи из страны Вежливости – между воспитателем и детьми устанавливаются следующие стили общения.

«взрослый» - «дитя», используя этот стиль, педагог выступает в роли Феи, которая делится с детьми своим опытом, обучая их;

«взрослый» - «»взрослый», с помощью этого стиля дети выступает в роли «взрослых» - помощников Феи, ее защитников. Они превращаются в волшебников, художников, докторов.

Структура бесед состояла из четырех этапов:

- ритуал начала занятия,

- постановка проблемы,

- своевременный поиск путей решения проблемы,

- ритуал прощания.

В содержании занятий включены игры и игровые упражнения, которые широко используются в психо-коррекционной и психопрофилактической работе с детьми. разработаны М.И. Чистяковой и О.В. Хухпаевой. Ритуал начала занятия представляет собой игру или игровое упражнение, направленное на:

- закрепление умений невербального общения: «Угадай-ка», «Ролевая гимнастика», «Скульптура», «Дружная семья», «Любимый сказочный герой»;

- развитие чувства близости с другими детьми: «Ласковое имя», «Связующая нить», «Снежный ком», «Паровозик», «Комплимент»;

- развитие умений, направленных на распознавании чувств: «Море волнуется».

Все перечисленные игровые упражнения использованы с целью двигательного раскрепления детей, преодоления их пассивности, скованности.

В основной части занятий мы использовали следующие приемы:

1. Игровые упражнения, направленные на:

- развитие умения общаться без слов: «Через стекло»;

- гармонизацию осознания имени: «Как можно нас называть по-разному»;

- своевременное употребление слов благодарности: «Подарок другу»;

- развитие умения соблюдать дистанцию в общении «Стоящие и сидящие»;

- развитие умения понимать настроение окружающих: «Что можно сделать для друга?»;

- развитие умения слушать собеседника: «Испорченный телефон»;

- регулирование своего поведения: «Выдержанный человек».

2. Беседа по ранее прочитанным сказкам и рассказам: русским народным сказкам «Гуси – лебеди», «Царевна-лягушка», немецкой сказке «Кукушка», «Волшебное слово» В. Осевой; «Как слон спас хозяйку от тигра» Б. Житкова; «Малыш и Карлсон» А. Линдгрен; «Вини-Пух» А. Миллер.

Страницы: 1 2